- фенестрон
Фенестрон
фенестро́н (от лат. fenestra окно) балансировочное (см. Балансировка) и рулевое устройство вертолёта с одним несущим винтом; представляет собой винт (вентилятор), установленный в тоннеле в киле вертолёта (см. рис.). Получил широкое применение на лёгких вертолётах [Аэроспасьяль SA360SA366 (Франция) и др.] в 7080-х гг. Ф. эффективен, если глубина h тоннеля составляет не менее 0,8 радиуса R винта Ф., плоскость винта расположена на расстоянии около 0,25h от плоскости входа, расширение тоннеля после плоскости винта умеренное и протекание воздуха безотрывное. Отношение тяги Tв винта к полной тяге T устройства Tв/T = F/(2F∞), где F ометаемая винтом площадь, F∞ площадь поперечного сечения свободной струи после выхода из тоннеля. Относительный (вентиляторный) кпд определяется формулой η0 = T3/2/[2N(ρF∞)1/2], где ρ плотность воздуха, N расходуемая мощность. Кпд Ф. (достигнут η0 = 0,86) значительно выше, чем кпд открытого рулевого винта ввиду отсутствия сжатия струи (F∞ > F) и бо́льшей скорости протекания. Кроме того, потери энергии меньше ввиду бо́льшего отношения F∞/F. Поэтому радиус винта Ф. меньше в 2,2 раза радиуса равноценного (по тяге и мощности) открытого рулевого винта. В скоростном полёте без угла скольжения β винт Ф. работает почти в условиях работы на месте. При скольжении изменение тяги Ф. пропорционально β2, вследствие чего необходим киль для обеспечения статической путевой устойчивости.
Недостатками Ф. являются значительное увеличение толщины и массы киля, высокочастотный шум, нелинейности в характеристиках путевого манёвра.
А. М. Лепилкин.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.