- тренажёр
Общий вид комплексного тренажёра.
тренажёр (от англ. train воспитывать, обучать, тренировать) авиационный наземное обучающее средство, предназначенное для формирования, совершенствования и контроля профессиональных навыков и умений у личного состава военной и гражданской авиации Т. могут применяться на всех стадиях обучения, для профессионального отбора, при переподготовке специалистов и повышении их классности и т. д. В гражданской авиации получили распространение Т. для лётного состава, работников инженерно-технических служб, операторов управления воздушным движением.
Идея создания устройства для обучения пилотов более дешёвого и безопасного, чем самолёт, возникла на заре авиации. В 1927 в США был построен первый действующий тренажёр, представляющий собой упрощённый макет одноместного самолёта с кабиной, закреплённой на универсальном шарнире. Толчком к широкому и эффективному применению Т. послужили успехи в развитии электроники, внедрение передовых технологий, создание модульных структур различного уровня, в том числе программно-математического обеспечения. Т. стали составной частью взаимосвязанного комплекса средств обучения для выработки и закрепления знаний, навыков и умений специалистов в ожидаемых условиях эксплуатации, включая случаи отказов и возникновения нештатных ситуаций. В состав этого комплекса наряду с Т. различного типа входят электронные классы, построенные на базе персональных компьютеров, аудиовизуальные средства, учебные фильмы и пр. Использование Т. позволяет во много раз сократить налёт летательных аппаратов (экономия топлива и ресурса), имитировать опасные режимы, отказы, пожары, многократно повторять режимы с целью демонстрации допущенных ошибок и их устранения (причём ошибки не приводят к возникновению реальной опасности), интенсифицировать учебный процесс благодаря автоматизации, повышению роли инструктора, внедрению новых педагогических приёмов.
Т. лётного состава имитационная система, воспроизводящая интерьер кабины, все виды информации, поступающей к пилотам, условия полёта, характеристики движения и факторы, воздействующие на летательный аппарат. В современном Т. имитируется специфика управления функциональными системами, двигателями или летательными аппаратами в целом; возможны также вариации в наличии обратных связей по управлению.
В процедурных Т., где отрабатываются действия в кабинах с большим числом управляющих органов, с помощью приборов-имитаторов моделируется работа той части пилотажного оборудования, которая необходима для отработки соответствующих процедур.
В специализированных Т., служащих для отработки техники управления наиболее важными агрегатами или системами либо развития профессиональных навыков у отдельных членов экипажа, моделируются динамические процессы управления системами и даже полёт летательных аппаратов в нормальных условиях и в нештатных ситуациях. На некоторых Т. этого типа устанавливаются системы имитации внешней обстановки.
Наиболее совершенными являются комплексные Т. (см. рис.), предназначены для формирования и отработки навыков пилотирования у всех членов экипажа как единого целого на всех или наиболее важных этапах полёта. Т. этого типа отличаются наибольшей полнотой имитации режимов полёта и воспроизведения функциональных систем летательного аппарата. Они позволяют формировать навыки и умения различного иерархического уровня от простейших до самых высоких. Здесь отрабатываются не только восприятие и осмысление потоков информации, дискретных процедур и непрерывного пилотирования, но и принятие решений, взаимодействие членов экипажа друг с другом и с наземными службами и др. Комплексные Т. оборудуются рабочими местами всех членов экипажа. Конструкция Т. включает систему подвижности, имитирующую ощущение пространственного полёта, систему полной имитации работы органов управления. Система подвижности представляет собой динамическую платформу, перемещающуюся с помощью гидроцилиндров, число которых совпадает с числом степеней свободы (3, 4 или 6).
В Т. первых поколений для имитации визуальной информации использовались проекционные системы, управляемые автономным вычислителем. Значительным шагом вперёд послужило создание телевизионных систем имитации визуальной обстановки (СИВО), передающих изображение макета местности, полученное подвижной управляемой камерой. Основные недостатки этих СИВО большие габаритные размеры и жёсткая «привязка» к одному макету, то есть к одному сюжету. Электронный синтез визуальной обстановки осуществляется системами с ЦВМ, которые могут воспроизводить обстановку в 100 и более аэропортах, обладают большой гибкостью и быстродействием. Ранние поколения СИВО воспроизводили только ночные условия, позднее стали имитироваться дневные и сумеречные условия, а также полёт в тумане, облаках и пр.
Присутствие инструктора характерная особенность всех Т. Он осуществляет не только контроль, но и управление обучением, хотя в ряде случаев предусмотрен режим самообучения курсанта. В некоторых Т. предусмотрено размещение рабочего места инструктора вне кабины, чтобы не подвергать его длительным акселерационным воздействиям. Большое внимание уделяется оснащению пульта инструктора средствами выдачи обобщённой информации о ходе «полёта» и агрегатами для автоматизации управления Т.
Многие авиапредприятия и учебные центры используют такие методы и средства подготовки и переподготовки лётных экипажей, которые позволяют если не полностью исключить некоммерческие тренировочные полеты, то свести их к очень небольшому числу. Это достигается путём существенного повышения технического уровня Т. и сопряженного с ними комплекса учебных средств, оснащением их высокоэффективными компонентами, использованием передовой технологии.
Основные показатели уровня Т. адекватность характеристик, полнота имитируемых режимов, обучающие качества, габаритные размеры, металло- и энергоёмкость, стоимость. Важным является требование совпадения навыков и умений, формируемых в процессе обучения на Т., с достигаемыми при тренировках в реальном полёте. Повышение уровня Т., связанное с большим объёмом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, окупается снижением расходов при эксплуатации летательных аппаратов, повышением безопасности и эффективности полётов. См. также Пилотажный стенд.
Г. Ш. Меерович.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.