Су


Су
Эмблема самолётов марки Су.

Рис. 1. Эмблема самолётов марки Су.

Су — марка самолётов, созданных в ОКБ, возглавлявшемся П. О. Сухим (см. Машиностроительный завод имени П. О. Сухого).

Самолёты, созданные под руководством его преемников, имеют также марку Су (рис. 1). ОКБ специализировалось по трём основным направлениям: штурмовики и фронтовые истребители;, истребители-перехватчики; бомбардировщики различных типов. Основные данные некоторых самолётов приведены в таблицах 1 и 2. В семействе самолётов Су имело место повторение обозначений. Так, например, в первом поколении советских реактивных самолётов были созданные в 1945—1949 опытные и экспериментальные Су-9, Су-11, Су-15, Су-17. И в ряду более поздних серийных сверхзвуковых самолётов снова были образцы с теми же обозначениями.

Развитие ОКБ началось с разработки двухместного (лётчик и штурман, он же стрелок и радист) многоцелевого самолёта с убирающимся шасси в вариантах ближнего бомбардировщика, штурмовика, разведчика и корректировщика артогня. Опытный экземпляр самолёта под названием «Иванов» (АНТ-51) построен в 1937. Это моноплан цельнометаллической конструкции с поршневым двигателем М-62, двухлопастным металлическим воздушным винтом ВИШ-6. Бомбовая нагрузка 200 кг, стрелковое вооружение — четыре-шесть пулемётов ШКАС. В 1939 самолёт модифицирован под более мощный двигатель М-87А с трёхлопастным винтом ВИШ-23; получил название ББ-1 (ближний бомбардировщик) и в варианте смешанной конструкции (деревянно-металлической) запущен в серийное производство. В процессе серийного выпуска на самолёте (получившем в 1940 обозначение Су-2, см. рис.19) установлен двигатель М-88Б, а с 1941 — М-82 (рис. 2). При нормальной взлётной массе вся бомбовая нагрузка (до 400 кг) размещалась в фюзеляжном бомбоотсеке на кассетных держателях, а не на наружной подвеске, что улучшало аэродинамику самолёта. Эта компоновка неоднократно использовалась и в дальнейшем. Часть самолётов была снабжена восемью держателями для подвески реактивных снарядов (РС-82 или РС-132). Стрелковое вооружение состояло из шести пулеметов ШКАС: четырёх неподвижных крыльевых, одного на вращающейся турельной установке и одного на подвижной (нижней) люковой пулемётной установке. Конструкция серийных самолётов смешанная: двухлонжеронное крыло, центроплан и горизонтальное оперение цельнометаллические; фюзеляж и киль деревянные с несущей обшивкой из шпона. Топливные баки сварные с протектированием. Особое внимание уделено удобству работы лётчика и штурмана (просторные обогреваемые кабины с хорошим обзором, дублированное ручное и ножное управление самолётом и двигателем). В конструкции широко использованы стандартные профили открытого типа и детали, изготовленные горячей штамповкой или литьём; при изготовлении отдельных агрегатов применён плазово-шаблонный метод. Это позволило повысить степень механизации производственных процессов, что важно при решении проблем создания массового самолёта. Все серийные модификации самолёта Су-2 (выпускался до середины 1942) принимали участие в боевых операциях начального периода Великой Отечественной войны, а на отдельных фронтах — до конца 1944, показав высокую живучесть даже при сильном поражении зенитным огнём. В память об участии в боевых операциях на Волге макет самолёта Су-2 установлен в музее-панораме «Сталинградская битва» в Волгограде.

Развивая идею специализированного самолёта непосредственной поддержки войск на поле боя, ОКБ создаёт в 1941 опытный одноместный бронированный штурмовик Су-6 (СА) с поршневым двигателем воздушного охлаждения. Вооружение — до 400 кг бомб в бомбоотсеке за кабиной лётчика; в крыле — четыре пулемёта ШКАС и две пушки ВЯ, под крылом — до 10 ракетных снарядов (РС-82 или РС-132). В 1942, учитывая опыт боевого применения Ил-2, самолёт был переоборудован в двухместный Су-6 (С-2А) с кабиной стрелка, оснащённой крупнокалиберным пулемётом УБ (УБТ) для защиты задней полусферы. Двигатель — М-71Ф. Этот самолёт (рис. 3) — свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимся шасси. Крыло состояло из цельнометаллического центроплана и двух отъёмных деревянных с металлическими лонжеронами консолей. Стабилизатор цельнометаллический, киль и хвостовая часть фюзеляжа деревянные с обшивкой из шпона. Все жизненно важные элементы самолёта защищены бронёй, почти всё управление дублированное (для повышения боевой живучести). Пушки заменены более мощными (НС-37), бомбы (до 200 кг) располагались по бортам около кабины стрелка в контейнерах «навалом», что значительно ускоряло предполётную подготовку самолёта. Для улучшения манёвренных характеристик крыло снабжено автоматическими предкрылками. В итоге самолёт получился достаточно лёгким, отличался высокими характеристиками по скорости, скороподъёмности, дальности полёта, имел хорошую защиту экипажа. Так как выпуск двигателя М-71Ф налажен не был, Су-6 (С-2А) пришлось переоборудовать под более тяжёлый двигатель АМ-42 с четырёхлопастным винтом, что потребовало установки цельнометаллического крыла увеличенной площади без предкрылков. Для защиты двигателя и кабины экипажа применён бронекорпус, включённый в силовую схему фюзеляжа. Самолёт серийно не строился, так как к этому времени прошёл испытания штурмовик Ил-10.

Су-8 — двухместный бронированный штурмовик с двумя поршневыми двигателями М-71Ф, созданный для обеспечения наступательных операций наземных войск, действовавших на больших удалениях от аэродромов, а также для разрушения коммуникаций противника в глубоком тылу. Конструкция самолёта смешанная: центроплан цельнометаллический, консоли крыла деревянные с металлическими лонжероном и стенками; оперение из дуралюмина; хвостовая часть фюзеляжа деревянная, средняя — из дуралюмина, носовая — целиком из броневой стали. Броня защищала от огня крупнокалиберного оружия экипаж, двигатели, бензо- и маслобаки. По мощности стрелкового (восемь пулемётов ШКАС и один УБ, две пушки НС-45) и бомбардировочного (600—1400 кг бомб и 10 реактивных снарядов) вооружения самолёт не имел себе равных. Он прошёл заводские и государственные испытания, но серийно не строился.

Су-9 (рис. 4 и рис. 20) — опытный фронтовой истребитель цельнометаллической конструкции с двумя турбореактивными двигателями РД-10 в гондолах под крылом — первый реактивный самолёт ОКБ. Создан в 1946. Фюзеляж полумонококовой конструкции; кабина бронированная, снабжена катапультным креслом, разработанным в ОКБ. Управляемый (переставной) стабилизатор закреплён на киле. Крыло однолонжеронное трапециевидной формы. Протектированные баки (впереди и за кабиной) мягкой конструкции. Самолёт имел мощное пушечное (одну пушку Н-37 и две НС-23) и бомбардировочное (500 кг бомб) вооружение. При создании Су-9 решены некоторые проблемы, возникшие с появлением реактивных скоростных самолётов: отработана установка сбрасываемых стартовых пороховых ускорителей, сокративших длину разбега на 45—50%, применён посадочный тормозной парашют (длина пробега сокращена на 30%) и т. д. В процессе испытаний выявлены большие нагрузки на ручку управления лётчика на околозвуковых скоростях, для уменьшения которых впервые в практике отечественного самолётостроения спроектированы, построены и установлены рулевые приводы элеронов и руля высоты. Крыло самолёта снабжено механизацией, состоявшей из закрылков и тормозных щитков оригинальной конструкции (из двух половин), которые при отклонении в разные стороны работали в режиме воздушных тормозов, при отклонении вниз нижней половины — в режиме посадочного щитка.

Су-11 — модификация Су-9 под более мощные двигатели ТР-1 для повышения максимальной скорости. Создан в 1947. Изменены профиль и форма крыла, щитки заменены выдвижными закрылками, гондолы подняты до хорды крыла. Лётные данные Су-9 и Су-11 оказались близкими; серийно не строились.

Су-17 — экспериментальный самолёт с турбореактивным двигателем АЛ-3 и отделяемой носовой частью фюзеляжа с герметичной кабиной (отделение производилось пороховой катапультой, стабилизация — парашютным устройством). Установлено сиденье с изменяемой с перегрузкой конфигурацией; катапультирование из неотделяемой кабины — с перегрузкой 18, а из отделённой, свободнопадающей — с перегрузкой 5—6. Су-17 — цельнометаллический среднеплан с однолонжеронным крылом большой стреловидности. Фюзеляж полумонококовой конструкции, стабилизатор крепился на киле. Самолёт, построенный в 1949, предназначался для исследования особенностей полёта на околозвуковых скоростях и стал прототипом фронтового истребителя. Лётные испытания не проводились.

Су-7 (рис. 21) — одноместный фронтовой реактивный истребитель с турбореактивным двигателем АЛ-7Ф — первый серийный сверхзвуковой самолёт ОКБ. Су-7 — цельнометаллический среднеплан со стреловидным однолонжеронным крылом с подкосной балкой. Оперение однокилевое, стреловидное; стабилизатор цельно-поворотный. Фюзеляж типа полумонокок из дуралюмина и стали (основные конструктивные элементы). Воздухозаборник регулируемый. Кабина лётчика герметичная, снабжена катапультным креслом; лобовая броня прозрачная (толщина 105 мм), передняя стенка из стальной бронеплиты (толщина 8 мм). Управление стабилизатором, рулём направления и элеронами с помощью гидроусилителей по необратимой схеме; надёжность обеспечена наличием независимых систем питания гидроусилителей — основной и дублирующей. Вооружение — две пушки НР-30, 16 реактивных снарядов, бомбы (до 1 т).

Су-7Б — модификация Су-7 (фронтовой истребитель-бомбардировщик с турбореактивным двигателем АЛ-7Ф-1). Увеличено количество топлива, бомбовая нагрузка доведена до 2 т.

Су-7БМ (рис. 5) — модификация самолёта Су-7Б. Увеличен запас топлива (введением крыльевых баков), усилено шасси, установлено новое навигационное и прицельное оборудование, кабина приспособлена для полётов ночью.

Су-7БКЛ — модификация самолёта Су-7БМ. Применены колёсно-лыжное шасси, тормозной парашют увеличенной площади, стартовые пороховые ускорители (что позволило эксплуатировать самолёт с укороченных бетонированных и грунтовых взлётно-посадочных полос). Увеличены запас топлива и боевая нагрузка (до 2,5 т).

Серийно выпускались также двухместные учебно-боевой самолёт Су-7У и на его базе — Су-7БМК и Су-7УМК (экспортные).

С-22И (рис. 6) — экспериментальный самолёт с крылом изменяемой в полёте стреловидности; построен на базе Су-7БМ и испытан в 1966. Это первый самолёт в СССР с таким крылом; в последующие годы на его основе создано несколько серийных модификаций, в том числе семейство самолётов Су-17.

Су-17М4 — одноместный истребитель-бомбардировщик с крылом изменяемой в полёте стреловидности. Предназначен для поражения наземных, надводных и воздушных целей и для ведения комплексной воздушной разведки. Вооружение — встроенные пушечные установки калибра 30 мм, а на 10 точках подвески: бомбы массой от 100 до 500 кг, контейнеры малогабаритных боевых элементов, неуправляемые авиационные ракеты калибра от 57 до 370 мм, контейнерные подвижные пушечные установки калибра 23 мм, управляемые ракеты «воздух — поверхность» с лазерным наведением, управляемые ракеты «воздух — радиолокационная станция» и управляемые ракеты «воздух—воздух» с тепловыми головками самонаведения (ГСН).

Т6-1 — опытный двухместный (лётчик и штурман) маловысотный штурмовик с двумя маршевыми и четырьмя подъёмными двигателями, обеспечивающими укороченный взлёт и посадку. Самолёт цельнометаллической конструкции с высоким расположением крыла трапециевидной формы; носовая часть обычной конструкции, центральная и хвостовая — с применением панелей с продольным и поперечным набором («вафельной» конструкции), чем объясняется прямоугольное сечение фюзеляжа. На его базе был создан фронтовой бомбардировщик Су-24 с крылом изменяемой в полёте стреловидности (серийный).

Су-24МК (рис. 7) — экспортная модификация самолёта Су-24 с двумя турбореактивными двигателями АЛ-21Ф-ЗА. Предназначен для ведения боевых действий в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в том числе на малых высотах, при ручном и автоматическом управлении. Навигационное оборудование обеспечивает точность и надёжность самолётовождения и возможность вести боевые действия с выходом в район цели в режиме автономной навигации по запрограммированному маршруту. Самолёт оборудован системой дозаправки топливом в полете, способен действовать с грунтовых взлётно-посадочных полос. Вооружение — встроенная пушка калибра 23 мм и на восьми точках подвески: бомбы массой от 100 до 1500 кг, контейнеры малогабаритных боевых элементов и разовые бомбовые кассеты; управляемые ракеты «воздух — поверхность» с лазерным и телевизионным наведением и наведением для подавления радиолокационных станций противника; управляемые ракеты «воздух — воздух» с тепловыми головками самонаведения; неуправляемые авиационные ракеты калибра от 57 до 370 мм; три подвижные пушечные установки калибра 23 мм. Максимальная боевая нагрузка 8 т. Строился серийно.

Су-25 (1975) — одноместный цельнометаллический штурмовик с двумя турбореактивными двигателями (в серии — Р-95Ш), предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск. Простота пилотирования, высокая манёвренность, относительно высокая тяговооружённость позволяют Су-25 поражать цели с первого захода. Выживаемость обеспечивается комплексом конструктивных мер. Вооружение на 10 точках подвески: бомбы массой от 100 до 500 кг, контейнеры малогабаритных боевых элементов; управляемые ракеты «воздух — поверхность» с лазерным наведением и управляемые ракеты «воздух — воздух» с тепловыми ГСН; неуправляемые авиационные ракеты калибра от 57 до 370 мм; подвижные пушечные установки калибра 23 мм. Одна пушка встроенная. Максимальная боевая нагрузка 4,4 т. Самолёт строится серийно и поставляется на экспорт (рис. 8).

Семейство Су-25 включает также варианты для летной подготовки: двухместный учебно-боевой самолёт Су-25УБ, двухместный учебно-тренировочный самолёт начального обучения Су-25УТ и его корабельный вариант Су-2БУТГ.

Второе направление в деятельности ОКБ — истребители-перехватчики. Су-1 с поршневым двигателем М-105П с двумя турбокомпрессорами — первый истребитель ОКБ. Су-1 — низкоплан смешанной конструкции: фюзеляж типа монокок и киль деревянные; однолонжеронное крыло и горизонтальное оперение цельнометаллические; элероны, рули высоты и направления металлические с полотняной обшивкой. Крыло снабжено отклоняемыми посадочными щитками. Центроплан выполнен заодно с фюзеляжем, консоли крыла — отъёмные. Водяной радиатор размещён наклонно за кабиной лётчика, что значительно уменьшило лобовое в сопротивление. Пушка расположена в развале двигателя, а над ним — два синхронных пулемета. Одновременно строился истребитель Су-3, который отличался уменьшенными размахом и площадью крыла. Несмотря на большую работу, проведённую по доводке турбокомпрессоров, их недостатки устранить не удалось, и работы по самолётам Су-1 и Су-3 были прекращены.

Су-5 — опытный одноместный истребитель с основным поршневым двигателем ВК-107А, от которого отбиралась мощность и для привода компрессора вспомогательного реактивного двигателя конструкции Центрального института авиационного моторостроения, который использовался как ускоритель. Низкорасположенное однолонжеронное крыло средней толщины цельнометаллическое со щитками и элеронами. Фюзеляж монококовой конструкции; нерегулируемый стабилизатор и киль установлены над фюзеляжем. В носовой части в развале двигателя размещалась пушка НС-23, над двигателем — два синхронных пулемёта УБ (УБС). Лётчик был защищён стальной бронеспинкой и заголовником из бронестекла. На заводских испытаниях Су-5 при взлётной массе 3804 кг с включением вспомогательного двигателя на высоте 7800 м показал скорость 810 км/ч, потолок 12 050 м. Серийно не строился, так как успешное развитие «чисто» реактивных двигателей делало комбинированные силовые установки применённого типа неперспективными.

Т-3 — одноместный истребитель-перехватчик с турбореактивным двигателем АЛ-7Ф-1 и треугольным крылом. Крыло трёхбалочной схемы, с передней и задней стенками, со стреловидностью 60° по передней кромке, снабжено элеронами и щитками-закрылками. Горизонтальное оперение цельноповоротное, стреловидное. Фюзеляж полумонококовой конструкции, снабжён четырьмя воздушными тормозными щитками; воздухозаборник нерегулируемый, над ним — носовой конус с радиолокатором. На различных модификациях самолёта Т-3 отрабатывались: осесимметричный воздухозаборник с регулируемым центральным телом большого диаметра; боковые секторные воздухозаборники, в которых радиопрозрачная носовая часть самолёта являлась одновременно первой ступенью конуса воздухозаборника (дальнейшее сжатие потока осуществлялось в регулируемом секторном заборнике); воздухозаборник с неподвижным центральным телом (регулирование с помощью створок перепуска) и т. д. На самолёте Т-43-1 (или Т-431) исследовались аэродинамические характеристики. Впервые в практике мирового самолётостроения были применены створки перепуска воздуха с двухсторонним отклонением, обеспечивающие устойчивую работу двигателя на всех режимах полёта; конус воздухозаборника подвижный, с центральным телом, двухскачковый. Вооружение — четыре управляемые ракеты «воздух — воздух». На самолётах Т-405 и Т-431 в 1959—1962 установлено четыре мировых рекорда скорости и высоты полёта.

Су-9 (рис. 9) создан на базе Т-3 — первый в СССР принятый на вооружение истребитель-перехватчик, являвшийся составной частью единого комплекса перехвата авиации ПВО, включавшего самолётную бортовую систему управления оружием, оружие (четыре управляемые ракеты «воздух — воздух») и наземную систему целеуказания и наведения. Задача: перехват воздушных целей, летящих на высоте до 20 км в простых и сложных метеоусловиях днём и ночью. В 1958 запущен в массовое производство. С 1959 серийно выпускался учебно-боевой истребитель-перехватчик Су-9У.

Су-11 — дальнейшее развитие комплекса перехвата Су-9. Повышена максимальная высота поражения целей (до 23 км), увеличены дальности обнаружения целей и пуска ракет и т. д. Создан в 1959.

П-1 — опытный двухместный реактивный истребитель-перехватчик — первый отечественный самолёт с боковыми регулируемыми воздухозаборниками. Крыло трёхбалочное треугольной формы в плане. Фюзеляж полумонококовый. Вооружение — 50 неуправляемых реактивных снарядов калибра 70 мм, две пушки, две управляемые ракеты «воздух — воздух». Лётные испытания были прекращены из-за отсутствия запроектированного турбореактивного двигателя.

Су-15 — истребитель-перехватчик с двумя турбореактивными двигателями с форсажной камерой Р11Ф2С-300. Впервые в отечественной практике применены боковые плоские сверхзвуковые воздухозаборники. Радиолокационная станция с увеличенной дальностью обнаружения и захвата целей, расположенная в носовой части фюзеляжа, обеспечивает перехват целей как в задней, так и в передней полусферах. Вооружение (ракеты «воздух — воздух», пушки) размещается на шести точках подвески. Су-15 — первый в СССР высотный истребитель-перехватчик с диапазоном высот применения от 0,5 до 23 км, он может перехватывать цели, движущиеся со скоростями от 500 до 2000 км/ч. Система автоматического управления самолётом обеспечивает полную (без вмешательства лётчика) автоматизацию полёта, включая взлёт и заход на посадку. Создан в 1963. Самолёт имеет несколько серийных модификаций: Су-15УТ (учебно-тренировочный), Су-15ТМ, Су-15БИС и т. д.

Т-58ВД — одноместный экспериментальный самолёт с комбинированной силовой установкой, состоящей из двух маршевых и трёх подъёмных турбореактивных двигателей; предназначался для исследований взлёта и посадки на бетонированных и грунтовых взлётно-посадочных полосах при использовании двигателей вертикальной тяги и изучения возможности дальнейшего их применения на перспективных самолётах укороченного взлёта и посадки. Самолёт представлял собой среднеплан с крылом треугольной формы, боковыми воздухозаборниками и стреловидным оперением. Подъёмные турбореактивные двигатели установлены под небольшим углом в центральной части фюзеляжа и снабжены двумя ковшеобразными воздухозаборниками и управляемыми створками-лопатками на выходе. Лётные испытания проводились в 1966—1967.

Су-27 (рис. 10) — цельнометаллический истребитель интегральной схемы с двумя турбореактивными двигателями АЛ-31Ф. Имеет электродистанционную систему управления, позволяющую получить оптимальную «неустойчивость» самолёта; автоматически отклоняющуюся механизацию передней и задней кромок крыла; автоматическую систему ограничения допустимого угла атаки и предельной перегрузки в процессе пилотирования; воздухозаборники, обеспечивающие устойчивую работу двигателей на любых углах атаки и во всём диапазоне скоростей полёта и имеющие защиту от попадания в двигатель посторонних предметов; лёгкую, прочную и технологичную конструкцию с применением титановых сплавов. Система управления вооружением — импульсно-доплеровская радиолокационная станция со способностью поиска и сопровождения целей на фоне земли и оптико-электронный локатор с нашлемной системой целеуказания. Вооружение — пушка калибра 30 мм и до 10 ракет «воздух — воздух» (ракеты ближнего боя с ИК ГСН, ракеты средней дальности с полуактивной радиолокационной ГСН или пассивной ИК ГСН, ракеты увеличенной дальности с полуактивной радиолокационной ГСН). Су-27 — первый в мире самолёт, на котором продемонстрирована новая фигура высшего пилотажа — «кобра Пугачёва» (названа по имени В. Г. Пугачёва); при выполнении этой фигуры машина движется вперёд с углом атаки 120° — практически вперёд двигателями. В 1986—1988 на рекордном варианте этого самолёта (П-42) установлено 27 мировых рекордов скороподъёмности и высоты горизонтального полёта. На базе Су-27 выпускаются двухместный учебно-боевой истребитель Су-27УБ для переподготовки лётчиков, обладающий всеми боевыми возможностями одноместного истребителя, и корабельный истребитель Су-27К.

Третье направление в деятельности ОКБ — бомбардировщики и тяжёлые экспериментальные самолёты, среди которых можно выделить УТБ-2 (рис. 11) и Т-4 (рис. 12 и рис. 22).

УТБ-2 — учебно-тренировочный бомбардировщик с двумя поршневыми двигателями АШ-21 и двухлопастными воздушными винтами ВИШ-111 — первый самолёт ОКБ такого класса, строившиеся серийно. УТБ-2 спроектирован и построен на базе серийного самолёта Ту-2 цельнометаллической конструкции. Трапециевидное крыло (с одним главным и двумя вспомогательными лонжеронами) состоит из центроплана (соединённого неразъёмно с фюзеляжем) и двух отъёмных консолей, снабжено простыми (не выдвижными) взлётно-посадочными щитками. Задание на проектирование было выдано в связи с острой необходимостью иметь на вооружении учебно-тренировочный бомбардировщик, который могли бы освоить лётчики невысокой квалификации. УТБ-2 заменил устаревшие самолёты УСБ и Пе-2У. Основное внимание уделено экономичности, лёгкости управления и простоте в эксплуатации. Взлётная масса 6546 кг; скорость полёта у земли 352 км/ч, на высоте — 380 км/ч. Максимальная дальность полёта 950 км. Экипаж состоял из пилота, штурмана, стрелка и обучаемого. Вооружение — 200 кг бомб и пулемёт УБ (УБТ). Самолёт строился серийно и находился на вооружении ВВС.

Т-4 («100») — дальний сверхзвуковой ударный самолёт с четырьмя турбореактивными двигателями РД36-41. На самолёте впервые применена и отработана система (с четырёхкратным резервированием) электродистанционного управления аэродинамическими рулевыми поверхностями (элевонами), обеспечивающая необходимые характеристики самолёта с малой степенью устойчивости в продольном путевом каналах. При проектировании выбрана схема «бесхвостка» с трапециевидным крылом малой относительной толщины и передним горизонтальным оперением, работавшим в режиме триммера. На кабине экипажа отсутствует выступающий фонарь; в крейсерском режиме полёта носовая часть фюзеляжа (до кабины) поднята, полёт осуществляется по приборам; на взлёте и посадке для обеспечения обзора носовая часть отклоняется вниз вместе с РЛС. Лётчик и штурман размещаются друг за другом; закабинный отсек оборудования имеет «коридор», дающий возможность лёгкого подхода ко всем блокам радиоэлектронного комплекса. Главные стойки шасси, размещённые в мотогондоле, — многоколёсные (по восемь колёс на каждой). Принята «пакетная» схема размещения двигателей под крылом. Впервые в СССР был применён воздухозаборник смешанного сжатия. Самолёт был оборудован новейшими навигационными и пилотажными комплексами с применением бортовой ЦВМ, которые обеспечивали эксплуатацию самолёта в любых метеорологических условиях и в любое время суток. Основной режим самолёта Т-4 — длительный полёт с большой (3200 км/ч) сверхзвуковой скоростью на высоте более 20 км. Дальность полёта — 4000 км. Конструкция самолёта в таком полёте, особенно передние кромки крыла и оперения, подвергаются в течение длительного времени высокому аэродинамическому нагреванию. В связи с этим в качестве конструкционных материалов выбраны титан и высокопрочная нержавеющая сталь, что дало ощутимый выигрыш в весовой эффективности самолёта. В процессе производства была отработана сварка титана. Самолёт проходил лётные испытания, но серийно не строился.

Новое направление в деятельности ОКБ — спортивная авиация. Су-26 — одноместный спортивно-пилотажный самолёт с поршневым двигателем М-14Р; имеет большую энерговооружённость в сочетании с оптимальной нагрузкой на крыло и отличную управляемость, позволяющие выполнять комплексы фигур высшего пилотажа любой сложности; предназначен для акробатического пилотажа, тренировок и участия в международных соревнованиях лётчиков-спортсменов экстракласса. Су-26 — свободнонесущий моноплан со средним расположением крыла. Крыло отличается отсутствием поперечного набора и включает два лонжерона из углепластика и обшивку из трёхслойного стеклопластика с пенопластиковым заполнителем; аналогичная конструкция и у оперения. Неубирающееся шасси рессорного типа. Каркас фюзеляжа сварен из стальных высокопрочных нержавеющих труб, обшивка — стеклопластик.

Су-26М (в серии Су-26, см. рис. 13) — модифицированный самолёт с поршневым двигателем М-14П; изменены профили крыла и хвостового оперения, обводы фюзеляжа, фонаря и киля, капот двигателя; между фюзеляжем и крылом введён зализ. Конструкция крыла и оперения — набор нервюр и лонжеронов, вся обшивка — из композиционных материалов (углепластиков, органопластиков). Первый советский самолёт, поставлявшийся в США (Су-26МХ).

Многие самолёты ОКБ имени П. О. Сухого строились крупными сериями. В производстве и на вооружении они находились длительное время, например, самолёты типа Су-7 (25 лет). Развитие и совершенствование самолётов Су обеспечиваются максимальной преемственностью в производстве и эксплуатации, высоким ресурсом и повышением безопасности полётов.

Литература:
Развитие авиационной науки и техники в СССР, М., 1980;
Шавров В. Б., История конструкций самолётов в СССР. 1938—1950, 2 изд., М., 1988.

Н. Т. Гордюхов.

Таблица 1. Самолёты Машиностроительного завода имени П. О. Сухого (с поршневыми двигателями).

Основные данные«Иванов»
(АНТ-51)
ББ-1Су-2Су-2Су-6
(СА)
Су-6
(С-2А)
Су-6Су-8**Су-26М
Первый полёт, год193719381940194119411943194419441985
Начало серийного производства, год1939194019411985
Число, тип и марка двигателей1 ПД
М-62
1 ПД
М-87А
1 ПД
М-88Б
1 ПД
М-82
1 ПД
М-71
1 ПД
М-71Ф
1 ПД
М-42
2 ПД
М-71Ф
ГПД
М-14П
Мощность двигателя, кВт60369980912501470162014701620265
Длина самолёта, м9,91510,2510,2510,469,2439,2439,513,586,82
Размах крыла, м14,3714,314,314,313,5813,5813,5820,57,8
Площадь крыла, м228,99292929262628,66011,8
Взлётная масса, т3,653*4,034,3454,75,255,5346,212,4130,78
Масса пустого самолёта, т2,6032,8162,973,223,7274,114,379,168
Максимальная дальность полёта, км14801160119011005769727901500895
Максимальная скорость полёта, км/ч403468468486527514521552450
Практический потолок, км7,448,898,47,68,1899
Экипаж, чел.222212224
* Для варианта разведчика.
** Расчётные данные.

Таблица 2. Самолёты Машиностроительного завода имени П. О. Сухого (с реактивными двигателями).

Основные данныеСу-9Су-11Су-7Су-9Су-15Су-25Су-24МКСу-27Су-17М4
Первый полёт, год194619471955195619631978197719771979
Начало серийного производства, год1957195819651978197819811982
Число, тип и марка двигателей2 ТРД
РД-10
2 ТРД
ТР-1
1 ТРДФ
АЛ-7Ф-1
1 ТРДФ
АЛ-7Ф-1
2 ТРДФ
Р11Ф2С-300
2 ТРД
Р-95Ш
2 ТРДФ
АЛ-21Ф-3А
2 ТРДДФ
АЛ-31Ф
1 ТРДФ
АЛ-21Ф-3
Тяга двигателя, кН8,8312,794,194,160,844,1110123110
Длина самолёта, м10,54610,54618,05518,05521,4415,3624,5321,9419,01
Высота самолёта, м4,994,8254,84,975,934,97
Размах крыла, м11,811,89,3098,5368,61614,3610,36
и 17,63*
14,710,04 и 13,7*
Площадь крыла, м222,222,2343434,5630,151,024
и 55,16*
6234,5 и 38,5*
Взлётная масса, т:
      нормальная13,611,42216,5214,53362216,4
      максимальная6,16,3513,8312,51517,3517,5339,73019,5
Масса пустого самолёта, т4,4664,4958,377,67510,2210,8
Максимальная дальность полета, км12009001875**180015501250**560***40002300**
Максимальная, скорость полёта, км/ч885940212021202230970140025001850
Практический потолок, км12,8132018,5718
Экипаж, чел.111111211
* Для сложенного и развёрнутого крыла.
** С подвесными топливными баками, и боевой нагрузкой.
*** Радиус действия.

Су-2 с ПД М-82.

Рис. 2. Су-2 с ПД М-82.

Су-6 (С-2А).

Рис. 3. Су-6 (С-2А).

Су-9 (1946).

Рис. 4. Су-9.

Су-7БМ.

Рис. 5. Су-7БМ.

С-22И.

Рис. 6. С-22И.

Су-24МК.

Рис. 7. Су-24МК.

Су-25.

Рис. 8. Су-25.

Су-9 (1956).

Рис. 9. Су-9.

Су-27.

Рис. 10. Су-27.

УТБ-2.

Рис. 11. УТБ-2.

Т-4.

Рис. 12. Т-4.

Су-26.

Рис. 13. Су-26.

Истребитель-бомбардировщик Су-7БМ.

Рис. 14. Истребитель-бомбардировщик Су-7БМ.

Фронтовой бомбардировщик Су-24 с крылом изменяемой в полёте стреловидности.

Рис. 15. Фронтовой бомбардировщик Су-24.

Штурмовик Су-25.

Рис. 16. Штурмовик Су-25.

Истребитель-перехватчик Су-9 (1956).

Рис. 17. Истребитель-перехватчик Су-9.

Истребитель Су-27.

Рис. 18. Истребитель Су-27.

Многоцелевой самолёт Су‑2.

Рис. 19. Многоцелевой самолёт Су‑2.

Опытный истребитель Су‑9.

Рис. 20. Опытный истребитель Су‑9.

Истребитель Су‑7.

Рис. 21. Истребитель Су‑7.

Экспериментальный самолёт Т‑4 П. О. Сухого.

Рис. 22. Экспериментальный самолёт Т‑4.


Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1998.

Синонимы:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.