система улучшения устойчивости и управляемости

система улучшения устойчивости и управляемости

систе́ма улучше́ния усто́йчивости и управля́емости (СУУ) самолёта — комплекс технических устройств для улучшения устойчивости и управляемости статически устойчивого самолёта (см. Статическая устойчивость) с бустерным управлением. В состав СУУ обычно входят: автомат регулировки (АРУ) по режимам полёта (высоте, скорости и т. п.) передаточного отношения (усиления) в проводке управления; автомат регулировки рычагов управления загрузки (АРЗ), который обычно совмещается с механизмом триммерного эффекта, снимающим нагрузку с ручки управления (штурвала) в полёте на установившемся режиме; демпферы колебаний по крену, тангажу и рысканию, включающие гироскопические датчики угловых скоростей, электронные усилители, фильтры, сервоприводы, включаемые в проводку управления по принципу раздвижной тяги и обеспечивающие пропорциональность отклонения органов управления угловым скоростям самолёта (в некоторых случаях помимо сигналов угловых скоростей в сервоприводы подаются сигналы, пропорциональные перегрузкам, углам атаки и скольжения, вводятся перекрёстные связи между каналами управления, например, между каналами управления креном и курсом). В некоторых случаях в структуру СУУ вводят и другие устройства. Такие СУУ обеспечивают именно улучшение устойчивости и управляемости летательного аппарата, но, в отличие от электродистанционных систем управления (ЭДСУ), не могут кардинально изменить их (см., например, Непосредственное управление подъёмной и боковой силами).

Механические и электронные устройства СУУ обычно не резервированы и при отказах либо уходят в крайнее положение, либо становятся в нейтральное положение или положение, соответствующее моменту отказа. При проектировании таких СУУ предусматривают, чтобы возмущения, изменения устойчивости и управляемости, вызываемые этими отказами, не приводили к возникновению аварийной ситуации: летательный аппарат не должен резко менять режим полёта и выходить за установленные ограничения, лётчик должен иметь возможность парировать возмущение движения летательного аппарата при отказе СУУ без возникновения раскачки и продолжить полёт вплоть до посадки. Это обеспечивают тем, что максимальная скорость регулировки в АРУ и АРЗ выбирают такой, чтобы лётчик мог распознать отказ и парировать его своим вмешательством в управление (приложить дополнительное усилие, изменить режим полёта). На практике полное время регулировки АРУ и АРЗ «медленным приводом» выбирают не менее 15—20 с. Кроме того, ограничивается глубина регулировок: усилия и передаточное число регулируются по режимам полёта не более чем в 2—2,5 раза. При отклонении органов управления для парирования колебаний за счёт сигналов от демпферов используют не более 5—10% (по продольному каналу) и 15—20% (по каналам крена и рыскания) от их полных отклонений.

В 70—80-е гг. термин СУУ стали использовать для обозначения систем управления, где механическая проводка управления является резервной, а основной частью системы управления является ЭДСУ. По сравнению с «чистой» ЭДСУ такой вариант системы позволяет снизить степень резервирования электрической части (2—3-кратное резервирование вместо 3—4-кратного в ЭДСУ). При этом в контуре автоматики используют 50—100% отклонения органов управления (как и в ЭДСУ); избыточные перемещения проводки компенсируются встроенными в неё так называемыми пружинами с предварительным натягом.

Однако возможности такой системы для полёта на статически неустойчивом летательном аппарате ограничены: только на отдельных режимах полёта или в ограниченных областях режимов полёта допустима аэродинамическая неустойчивость летательного аппарата; при первом же отказе в электрической части СУУ необходимо переходить на режимы полёта со статической устойчивостью и после этого на управление с помощью механической проводки управления с полным отключением автоматики.

Г. И. Загайнов.


Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1998.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "система улучшения устойчивости и управляемости" в других словарях:

  • Система улучшения устойчивости и управляемости — (СУУ) самолёта комплекс технических устройств для улучшения устойчивости и управляемости статически устойчивого самолёта (см. Статическая устойчивость) с бустерным управлением. В состав СУУ обычно входят: автомат регулировки (АРУ) по режимам… …   Энциклопедия техники

  • система улучшения устойчивости и управляемости — (СУУ) самолёта — комплекс технических устройств для улучшения устойчивости и управляемости статически устойчивого самолёта (см. Статическая устойчивость) с бустерным управлением. В состав СУУ обычно входят: автомат регулировки (АРУ) по… …   Энциклопедия «Авиация»

  • система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Автоматическая бортовая система управления — АБСУ  автоматическая бортовая система управления (в авиации) предназначена для повышения эффективности использования самолёта, повышение эффективности работы экипажа и снижению его утомляемости, повышению безопасности полёта. Система… …   Википедия

  • Антиблокировочная система — ABS на мотоцикле BMW Антиблокировочная система (АБС, ABS; нем. Antiblockiersystem, англ. Anti lock braking system)  система, предотвращающая блокировку …   Википедия

  • Аэромеханика — механика полёта, совокупность методов определения действующих на летательный аппарат сил и моментов, траекторий полёта, летно технических и пилотажных характеристик летательного аппарата, методов анализа динамики полёта летательного аппарата, его …   Энциклопедия техники

  • аэромеханика — аэромеханика, механика полёта, — совокупность методов определения действующих на летательный аппарат сил и моментов, траекторий полёта, летно технических и пилотажных характеристик летательного аппарата, методов анализа динамики полёта… …   Энциклопедия «Авиация»

  • аэромеханика — аэромеханика, механика полёта, — совокупность методов определения действующих на летательный аппарат сил и моментов, траекторий полёта, летно технических и пилотажных характеристик летательного аппарата, методов анализа динамики полёта… …   Энциклопедия «Авиация»

  • демпфер — общее название устройств, используемых для гашения, успокоения (демпфирования) электрических колебаний или предотвращения механических колебаний, возникающих в машинах и механизмах при их работе (движении). К демпферам относятся элементы… …   Энциклопедия техники

  • демпфер — Структурная схема включения демпфера в систему управления самолётом. демпфер (нем. Dämpfer — глушитель, от dämpfen — заглушать) свободных колебаний летательного аппарата — автоматическое устройство для демпфирования… …   Энциклопедия «Авиация»


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»