- силовая установка
силова́я устано́вка (СУ) летательного аппарата совокупность авиационного двигателя (двигателей), систем и устройств летательного аппарата, обеспечивающая создание необходимой для полёта тяги. Состав СУ в основном зависит от типа двигателя (см. Двигатель авиационный) и типа летательного аппарата (винтовой или реактивный, дозвуковой или сверхзвуковой, обычного или вертикального взлёта и посадки и т. п.). СУ с поршневым двигателем (см. Винтомоторная установка) применяются после 50-х гг. ограниченно, главным образом на самых лёгких летательных аппаратах. В СУ самолётов с газотурбинными двигателями (ГТД), широко применяемыми с 5060-х гг., могут входить следующие типовые системы и устройства:
входное устройство, включающее воздухозаборник, средства его регулирования, защитные устройства (противообледенительные, пылезащитные устройства, шумоглушащие панели);
выходное устройство, включающее реактивное сопло, шумоглушитель, реверсивное устройство; гондола обтекаемая оболочка, в которую заключён двигатель с устройством для его крепления и некоторые системы СУ; воздушный винт основной движитель винтовых самолётов; топливная система, включающая топливные баки, насосы, арматуру, а также подсистемы заправки (в том числе заправки топливом в полёте), аварийного слива топлива, противообледенительную, противоперегрузочную, дренажа и наддува баков, подачи в баки нейтрального газа; масляная система для смазки двигателя и охлаждения масла; пусковая система для автоматического запуска двигателя на земле и в полёте;
система регулирования, служащая для задания режима работы двигателя от единого рычага в кабине экипажа (или от автопилота), противопомпажной защиты двигателя, управления другими системами СУ; система контроля работы СУ, состоящая из датчиков, индикаторов, записывающих устройств (бортовых накопителей) и т. п.;
противопожарное оборудование, включающее системы обнаружения и тушения пожара в отсеках СУ;
электрогенераторы и гидронасосы, необходимые для функционирования систем летательного аппарата, устанавливаемые обычно на двигателе на коробке приводов агрегатов;
система отбора сжатого воздуха из компрессора двигателя;
система охлаждения (вентиляции) в гондоле, включающая заборники воздуха, каналы, теплообменники, элементы их регулирования; вспомогательная силовая установка, состоящая из небольшого вспомогательного газотурбинными двигателями и систем, обеспечивающих его работу.Масса СУ с турбореактивным двухконтурным двигателем (ТРДД) и турбореактивным двигателем составляет соответственно 1,21,6 и 1,92,2 массы двигателя. Тяга, экономичность, а также газодинамическая устойчивость и шум СУ зависят от характеристик входного и выходного устройств и воздушного винта, которые должны быть оптимально согласованы с компоновкой и характеристиками летательного аппарата и с двигателем. В свою очередь двигатель при работе с этими устройствами должен обеспечивать заданные лётно-технические характеристики при минимальном шуме двигателя и эмиссии вредных веществ. В СУ сверхзвукового самолёта применяются, как правило, сверхзвуковые входное и выходное устройства, существенно влияющие на характеристики двигателя и внешнее сопротивление летательного аппарата.
СУ вертолётов, самолётов короткого взлета и посадки и самолётов вертикального взлета и посадки отличаются характерными особенностями. На вертолётах используются несущие винтовые системы (несущие винты) и рулевые винты, имеющие специальные системы их регулирования, на самолётах вертикального взлета и посадки (самолётов короткого взлета и посадки) осуществляется управление вектором тяги, применяются подъёмные двигатели и подъёмно-маршевые двигатели, могут устанавливаться турбовентиляторные подъёмные агрегаты, эжекторные усилители.
Литература:
Авиационные силовые установки. Системы и устройства, 2 изд., М., 1976.В. М. Вуль.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.