- сертификация
Структурная схема сертификации гражданских летательных аппаратов.
сертифика́ция гражданских летательных аппаратов система контроля соответствия характеристик летательного аппарата, его двигателей и оборудования Нормам лётной годности (НЛГ). С. эффективное средство обеспечения безопасности и лётных качеств летательного аппарата, способствующее сокращению объёмов и сроков доводки и лётных испытаний. Система С. предусматривает наличие национальных НЛГ. Отечественная система С. включает обеспечение разработчиком выполнения требований НЛГ при создании летательного аппарата, двигателя и оборудования и оценку их соответствия Нормам на всех этапах создания летательного аппарата, а также контроль за сохранением лётной годности в процессе серийного производства и эксплуатации летательных аппаратов. В С. летательных аппаратов во главе с Госавианадзором СССР участвовали: разработчики летательных аппаратов, двигателей и оборудования; НИИ промышленности и гражданской авиации, из которых головными институтами являлись Лётно-исследовательский институт имени М. М. Громова и Государственный институт гражданской авиации. Основные положения системы С. сформулированы в НЛГ и Правилах сертификации гражданских воздушных судов (1976, 1989). НЛГ и Правила определяют, что обязательным условием для допуска летательного аппарата к эксплуатации является соответствие его действующим НЛГ, подтверждаемое сертификатом лётной годности и удостоверением о годности к полётам экземпляра летательного аппарата данного типа. Устанавливаются обязательный порядок и процедуры проведения всех работ по оценке соответствия летательного аппарата Нормам. В НЛГ и Правилах предусмотрены сертификация оборудования и двигателей «до установки на летательный аппарата», сертификация летательного аппарата.
С. проводится с начала проектирования летательного аппарата и включает широкий комплекс исследований и оценок на каждом из этапов создания объекта. В С. важную роль играет разработка программы, в которой должны быть предусмотрены все виды работ, а также необходимые средства (см. рис.).
Обеспечение соответствия летательного аппарата требованиям НЛГ в основном решается на этапах проектирования, постройки макета и постройки летательного аппарата. На этих этапах, и в особенности на этапе лётных испытаний, производится оценка полноты и уровня реализации требований НЛГ в создаваемом летательном аппарате. На этапе разработки эскизного проекта определяются применимость действующих НЛГ к создаваемому летательному аппарату и методы оценки его соответствия НЛГ, формируется программа С. При дальнейшем проектировании и постройке макета учитывается значительная часть требований НЛГ. На макете возможно достаточно полно оценить кабины пилотов, пассажирские салоны (включая аварийные выходы, кресла и аварийно-спасательное оборудование), багажно-грузовые отсеки, состав и расположение бортового оборудования, компоновку силовой установки и др.
На этапе постройки летательного аппарата в процессе испытаний, проводимых на натурных и полунатурных стендах, на стенде-тренажёре, и путём математического моделирования, а также лётных испытаний на летающих лабораториях отрабатываются функциональные системы летательных аппаратов системы управления, электроснабжения, навигационно-пилотажные комплексы, системы жизнеобеспечения. Ведутся исследования последствий отказов функциональных систем, а также динамики полёта с участием лётного состава. В стендовых условиях проводятся детальные испытания конструкции летательного аппарата и его систем на соответствие требованиям НЛГ по прочности летательных аппаратов. В это же время должна осуществляться С. двигателей и оборудования по принципу «до установки на летательный аппарат». Согласно этому принципу все изделия, устанавливаемые на летательный аппарат, должны соответствовать общим для каждой категории изделий НЛГ. Так, С. оборудования «до установки на летательный аппарат» включает оценку соответствия техническим требованиям к оборудованию на основе лабораторных и стендовых испытаний. В процессе испытаний даётся оценка выполнения требований к конструкции, работоспособности и характеристикам оборудования при воздействии внешних факторов (вибраций, температуры, давления и др.), оговорённых в Нормах. Испытания на стендах, тренажёрах и летающих лабораториях позволяют обеспечить максимальную готовность летательного аппарата к лётным испытаниям. Реализация программы С. позволяет к началу лётных испытаний завершить около 60% сертификационных оценок летательного аппарата и значительно сократить сроки лётных испытаний.
Лётные испытания летательного аппарата являются наиболее ответственным и заключительным этапом С. Они дают возможность всесторонне проверить летательный аппарат и все его функциональные системы (включая двигатели и оборудование) в условиях, наиболее близких к реальной эксплуатации. Количество требований НЛГ, соответствие которым оценивается лётными испытаниями, составляет около 40%. Это, прежде всего, требования к устойчивости и управляемости, прочности, критическим (предельным) режимам полёта, системам управления, силовой установке и навигационно-пилотажным комплексам, а также к безопасности полёта при отказах функциональных систем и в экстремальных внешних условиях (обледенение, низкие метеоминимумы для посадки и др.). Поскольку лётные испытания один из сложных этапов создания и С. летательного аппарата, оказывающий большое влияние на продолжительность всего цикла создания летательного аппарата, при формировании программ испытаний важную роль играют такие методы и средства, которые позволяют максимально интенсифицировать испытания. К ним относятся проведение лётных испытаний одновременно на нескольких экземплярах летательных аппаратов с конкретными задачами для каждого экземпляра, применение автоматизированной обработки материалов испытаний в темпе полёта и др. Действующие в отечественной практике положения предусматривают заводские испытания и государственные сертификационные испытания.
Цель государственных сертификационных лётных испытаний контрольная оценка и подтверждение соответствия летательного аппарата требованиям НЛГ. Программа этих испытаний формируется с учётом объёма и результатов заводских испытаний. При положительной оценке результатов заводских и государственных испытаний выдаётся сертификат лётной годности на тип летательного аппарата, дающий право начать эксплуатацию летательного аппарата данного типа.
М. И. Мазурский.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.