- «Русский витязь»
«Русский витязь».
«Ру́сский ви́тязь» первый в мире четырехдвигательный самолёт. Построен в 1913 под руководством И. И. Сикорского авиационным отделом Русско-балтийского вагонного завода в Петербурге. Создавался как «большой аэроплан для стратегической разведки».
Первоначальное название «Гранд-Балтийский» (иногда просто «Гранд» или «Большой Балтийский»). «Гранд-Балтийский» четырёхстоечный биплан деревянной конструкции с четырёхгранным фюзеляжем (длина самолёта 20 м). Обшивка фюзеляжа была выполнена из специальной фанеры (арборита), обшивка крыльев (размах верхнего крыла 27 м, нижнего 20 м; плоскость верхнего крыла 70 м2, нижнего 50 м2) из полотна, покрытого так называемым эмалитом (аэролаком). Силовая установка состояла из четырёх двигателей, установленных попарно по схеме «тандем» с тянущим и толкающим воздушными винтами у каждой пары. Проведённые испытания показали целесообразность установки двигателей (четыре поршневых двигателя «Аргус» мощностью по 73,5 кВт) в ряд с тянущими винтами. В этой компоновке, впоследствии ставшей классической, самолёт и получил назв. «Р. в.» (см. рис.). Носовая часть фюзеляжа образовывала открытый балкон, на который во время полёта могли выходить пассажиры. За балконом располагалась большая, выступавшая над фюзеляжем, закрытая остеклённая кабина длиной 5,75 м и высотой 1,85 м. В передней части кабины располагались два рабочих места пилотов (экипаж два человека): штурвалы и педали (проводка управления тросовая), за остеклённой перегородкой с дверью пассажирская кабина. Шасси «Р. в.» две четырёхколёсные тележки (по две пары колёс в каждой). «Р. в.» отличался высокими для своего времени лётными характеристиками. При взлётной массе 4200 кг имел максимальную скорость 90 км/ч, потолок 600 м, дальность полёта 170 км. В августе 1913 Сикорский совершил на нём полёт с семью пассажирами продолжительностью 1 ч 54 мин, что было мировым рекордом. В сентябре того же года «Р. в.» был повреждён двигателем, упавшим с пролетавшего над ним самолёта; после чего не восстанавливался. За время существования «Р. в.» на нём было совершено несколько десятков полётов без каких-либо происшествий. За создание «Р. в.» Сикорскому было присвоено звание инженера. «Р. в.» сыграл значительную роль в истории авиации прототип всех дальнейших тяжёлых самолётов. Его прямым продолжением явился самолёт «Илья Муромец».
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.