- «Роллс-Ройс»
Турбоактивный двухконтурный двигатель RB.211.
«Роллс-Ройс» (Rolls-Royce Limited) крупнейшая двигателестроительная фирма Великобритании. Основана как автомобилестроительная фирма в 1906, разработку и производство авиационных поршневых двигателей начала в 1915. Они использовались на ряде самолётов, известных рекордными полётами (например, поршневой двигатель «Игл» на бомбардировщике Виккерс «Вими», совершившем в 1919 первый беспосадочный трансатлантический перелёт). Большими сериями выпускались поршневые двигатели жидкостного охлаждения в годы 2-й мировой войны (в Великобритании и США было построено свыше 150 тысяч поршневых двигателей «Мерлин» для истребителей). С 1941 «Р.-Р.» ведёт разработку и производство реактивных двигателей; её турбореактивный двигатель «Дервент» использовался на истребителе Глостер «Метеор», на котором неоднократно устанавливались мировые рекорды скорости. Совместно с фирмой «СНЕКМА» разработала и выпускала турбореактивный двигатель с форсажной камерой «Олимп» для сверхзвукового пассажирского самолёта «Конкорд». Кроме газотурбинных двигателей для истребителей, бомбардировщиков, ударных самолётов вертикального взлета и посадки, пассажирских самолётов (в том числе широкофюзеляжных) и вертолётов, фирма производит промышленные и морские газотурбинные двигатели. Основные программы 80-х гг.: производство турбореактивных двухконтурных двигателей RB.211 (см. рис.), «Тей», «Спей», «Пегас», турбореактивных двигателей «Вайпер», турбовинтовых двигателей «Тайн» и «Дарт», газотурбинных двигателей «Джем» и «Гном», турбореактивных двухконтурных двигателей с форсажной камерой RB.199 (в консорциуме «Турбо-Юнион»), турбореактивных двигателей «Адур» (с фирмой «Турбомека»); разработка (в составе международных консорциумов) турбореактивных двухконтурных двигателей V2500 для транспортных самолётов и турбореактивных двухконтурных двигателей с форсажной камерой EJ200 для западноевропейского истребителя 90-х гг.; проектирование турбовинововентиляторных двигателей и турбореактивных двухконтурных двигателей с большой степенью двухконтурности. Основные данные некоторых двигателей фирмы приведены в таблице.
Турбореактивный двухконтурный двигатель RB.211.
Таблица. Двигатели фирмы «Роллс-Ройс».
* С впрыском воды.Основные данные Для военных летательных аппаратов Для гражданских летательных аппаратов RB.199
Мк.101
(ТРДДФ)«Адур»
Мк. 811
(ТРДДФ)«Пегас»
Мк. 103 и 104
(ТРДД)«Джем» 41
(турбо-вальный ГТД)RB.211-524D4
(ТРДД)RB.211-535Е4
(ТРДД)«Спей» 25
Мк. 512-14DW
(ТРДД)Тяга, кН 71,1 37,4 95,6 231 178 55,9 Мощность, кВт 746 Удельный расход топлива:
на взлётном режиме,кг/(Н·ч) 0,22 0,0795 0,078* 0,061 г/(кВт·ч) 297 на крейсерском режиме, кг/(Н·ч) 0,063** 0,0579*** Расход воздуха, кг/с > 70 110,8 196 297 703 522 94 Степень повышения давления 23,4 11 14 13 29 28,5 20,7 Степень двухконтурности > 1 0,8 1,4 4,4 4,1 0,7 Температура газа перед турбиной > 1550 1500 1400 3295 Масса, кг 1000 780 1590 156 4480 1530 1175 Диаметр, м 0,87 (с соплом) 0,762 (габаритный) 1,22 0,595 (на входе) ~ 2,2 (на входе) 1,89 0,942 Применение (летательные аппараты) Многоцелевой боевой самолёт Панавиа «Торнадо» Экспортный вариант истребителя-бомбардировщика СЕПЕКАТ «Ягуар» СВВП Хокер Сидли «Харриер», AV-8A Вертолёт Уэстленд WG13 «Линкс» Пассажирские самолёты Боинг 747-200В и 747SR Пассажирский самолёт Боинг 757 Пассажирский самолёт БАК-111-500
** Высота полёта H = 10 700 м; Маха число полёта M∞ = 0,8.
*** H = 10 700 м, M∞ = 0,8.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.