- решётчатые крылья
Рис. 1. Рамное и сотовое решётчатые крылья.
решётчатые кры́лья несущие, стабилизирующие или управляющие поверхности, представляющие собой совокупность «планов» обычно одинакового профиля (см. Профиль крыла) и расположения (см., например, Решётка профилей). Р. к. явились развитием идеи строительства полипланов, для которых, как отмечал Н. Е. Жуковский в 1911, «надеялись получить хорошую подъёмную силу, делая поддерживающие планы решётчатого типа». Однако в самолётостроении полипланы развития не получили.
Р. к. применяются при решении задач, в которых проявляются их преимущества перед обычными несущими поверхностями. Наиболее часто используются рамные и сотовые Р. к. (рис. 1). Основным геометрическим параметром Р. к., во многом определяющим их характеристики, в том числе аэродинамические характеристики, является относительный шаг = t/b, где b хорда профиля (плана), t расстояние между соседними планами (при равных несущие свойства рамных и сотовых Р. к. незначительно отличаются друг от друга).
Среди аэродинамических преимуществ Р. к. следует отметить возможность получения значительных несущих (подъёмной, управляющей) сил при ограниченном объёме конструкции и обеспечения больших критических углов атаки и малых шарнирных моментов в широком диапазоне значений Маха числа полёта M∞. Кроме того, соответствующим выбором геометрических параметров Р. к. (главным образом ) можно влиять на закон изменения коэффициент cyα (см. Аэродинамические коэффициенты) от M∞ (рис. 2), что позволяет обеспечить почти постоянную степень статической устойчивости летательного аппарата по M∞, в том числе и в случае значительного изменения его центровок. (Однако на дозвуковых и умеренных сверхзвуковых скоростях полёта, когда наблюдается заметное взаимодействие между планами из-за интерференции аэродинамической, значение аэродинамического качества Р. к. меньше, чем у «монопланного» крыла.) Рациональное пространственное распределение элементов Р. к. позволяет также существенно снизить массу конструкции. Одной из важных особенностей Р. к. является удобство их складывания, обычно вдоль корпуса (примером могут служить складывающиеся стабилизирующие поверхности системы аварийного спасения космических кораблей «Союз», рис. 3), причём их раскрытие может осуществляться как принудительно, так и под воздействием только (что существенно) аэродинамических сил.
Литература:
Жуковский Н. Е., Теоретические основы воздухоплавания, т. 6, М.Л., 1950;
Решетчатые крылья, М., 1985.С. М. Белоцерковский.
Рис. 2. Зависимость коэффициента cyα от числа Маха.
Рис. 3. Решётчатые крылья системы аварийного спасения космического корабля «Союз».
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.