- пульт управления
пульт управле́ния летательного аппарата предназначается для размещения переключателей, тумблеров, кнопок управления и средств отображения информации, относящихся к одной или нескольким системам (топливной, гидравлической, противообледенительной и др.) или к комплексу оборудования летательного аппарата. На самолётах 7080-х гг. использовались П. у.: автопилота, системы автоматического траекторного управления, навигационного комплекса, радиотехнических систем ближней и дальней навигации, радиосвязных систем и др.
На самолётах начала 90-х гг. для уменьшения веса, экономии места в кабине и снижения нагрузки на членов экипажа автономные пульты заменены комплексными пультами (КП). КП построены таким образом, что могут выполнять функции автономных пультов любой из систем комплекса: например, КП радиотехнических систем может управлять настройкой и работой всех основных радиотехнических систем и устройств, КП системы самолётовождения отображает информацию о работе всех навигационных систем и при необходимости может управлять ими. В состав КП управления цифровым оборудованием, как правило, входят специализированный микропроцессор в сочетании с дисплеем и многофункциональными кнопками, меняющими своё назначение и индицируемые надписи непосредственно по команде оператора или через процессор. В КП могут быть блоки памяти (например, для выбора и настройки частот радиотехнических систем) и логической программы самоконтроля и предупреждения неправильных действий экипажа.
В зависимости от расположения П. у. в кабине различают: центральный пульт кабины пульт, устанавливаемый в центре кабины между рабочими местами сидящих рядом членов экипажа летательного аппарата и обращённый лицевой панелью в их сторону; бортовой (боковой) пульт кабины летательного аппарата устанавливается в кабине у левого (правого) борта летательного аппарата; потолочный пульт (см. рис. к статье Кабина экипажа).
П. у. в сочетании со средствами отображения информации образуют конструктивные элементы кабины, называемые авиационными панелями управления. Иногда П. у. называют щитком управления.
А. Л. Аваев.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.