- «Норт Американ»
Рис. 1. Истребитель P‑51 «Мустанг».
«Норт Аме́рикан» (North American Aviation) авиаракетостроительная фирма США. Образована в 1928, к производству самолётов приступила в 1934. В 1967 объединилась с фирмой «Рокуэлл стандард» (Rockwell Standard Corporation), образовав фирму «Норт Американ Рокуэлл» (с 1973 «Рокуэлл»). Во время 2-й мировой войны выпустила 42,7 тыс. самолётов, в том числе 15,6 тыс. истребителей Р-51 «Мустанг» (первый полёт в 1940, см. рис. 1), 15,4 тыс. учебно-тренировочных самолётов и лёгких бомбардировщиков АТ-6 (1938, использовались 22 странами), 9,8 тыс. бомбардировщиков В-25 «Митчелл» (1939). В послевоенные годы оставалась одной из ведущих фирм США по производству военных самолётов, в том числе реактивных истребителей F-86 «Сейбр» (1947, построено 6353 для ВВС США и около 2,4 тыс. по лицензиям в Канаде, Австралии, Японии и Италии, см. рис. 2), сверхзвуковых истребителей F-100 «Супер сейбр» (1953, построено около 2,3 тыс., см. рис. 3), сверхзвуковых бомбардировщиков-разведчиков А-5 «Виджиланти» (1953), тренировочных самолётов Т-2 «Бакай» (1958), многоцелевых самолётов для локальных войн OV-10 «Бронко» (1965) и другие. Фирмой созданы экспериментальный гиперзвуковой ракетоплан Х-15 (1959, см. рис. 4) и опытный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик ХВ-70 «Валькирия» (1964, см. рис. 5). Начатую «Н. А.» разработку стратегического бомбардировщика В-1А продолжила объединённая фирма. Основные данные некоторых военных самолётов фирмы приведены в таблице 1, экспериментальных самолётов в таблице 2.
В. В. Беляев.
Таблица 1. Военные самолёты фирмы «Норт Американ».
Основные данные Бомбардировщики Истребители и истребители-бомбардировщики Палубный разведчик RA-5C Лёгкий штурмовик и разведчик OV-10A B-25J XB-70 P-51D F-86A F-100D Первый полёт, год 1944 1964 1944 1948 1956 1962 1967 Число и тип двигателей 2 ПД 6 ТРДФ 1 ПД 1 ТРД 1 ТРДФ 2 ТРДФ 2 ТВД Мощность двигателя, кВт 1270 1120 533 Тяга двигателя, кН 138 23,1 75,6 79,6 Длина самолёта, м 16,13 57,6 9,81 11,16 14,94 23,25 12,67 Высота самолёта, м 4,8 9,1 4,16 4,27 4,88 5,92 4,6 Высота самолёта, м 20,6 32 11,29 11,31 11,89 16,15 12,2 Площадь крыла, м2 56,66 585 21,66 26,8 35,8 71,44 20,5 Взлётная масса, т нормальная 4,54 6,23 13,1 30,3 5,2 максимальная 15,87 250 5,26 7,43 18,04 36,23 6,5 Масса пустого самолёта, т 9,57 108 3,24 4,76 6,35 18,55 3,28 Боевая нагрузка, т 1,45 12,2 0,9 3,19 1,5 Максимальная дальность полёта, км 2050 10 200 1520 Радиус действия, км 860 850 1600 370 Максимальная скорость полёта, км/ч 440 3200 700 1070 1460 2220 450 Потолок, м 6100 25 000 12 770 16 170 14 650 20 400 8500 Экипаж, чел. 6 2 1 1 1 1 2 Вооружение 13 пулемётов (12,7 мм), бомбы, мины, торпеды 6 пулемётов (12,7 мм), бомбы, НАР 6 пулемётов (12,7 мм), НАР 4 пушки (20 мм), бомбы, НАР, 4 УР Фоторазведывательное оборудование 24 пулемёта (7,62 мм), 2 пушки (20 мм), бомбы, НАР, УР, фоторазвдывательное оборудование Таблица 2. Экспериментальные самолёты фирмы «Норт Американ».
Основные данные X-15А X-15A-2 Первый полёт, год 1959 1964 Число и тип двигателей 1 ЖРД ЖРД Статическая тяга, кН 226 254 Длина самолёта, м 15,24 15,98 Высота самолёта, м 3,96 Размах крыла, м 6,7 6,7 Площадь крыла, м2 18,6 18,6 Стартовая масса, т 14,2 23,09 Масса пустого самолёта, т 5,2 Максимальная достигнутая скорость полета, км/ч 6604 7297 Максимальная достигнутая высота полёта, м 107 960 Экипаж, чел. 1 1
Рис. 2. Истребитель F‑86 «Сейбр».
Рис. 3. Истребитель F‑100 «Супер сейбр».
Рис. 4. Экспериментальный самолёт X‑15.
Рис. 5. Экспериментальный бомбардировщик XB‑70 «Валькирия».
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.