- «Макдоннелл-Дуглас»
Рис. 1. Палубный штурмовик A-4 «Скайхоук».
«Макдо́ннелл-Ду́глас» (McDonnell Douglas Corporation) авиакосмическая фирма США. Образована в 1967 в результате объединения фирм «Макдоннелл» и «Дуглас». В 1984 в её состав вошла фирма «Хьюз геликоптерc», получившая в 1985 название «Макдоннелл-Дуглас геликоптер». «М.-Д.» продолжила производство летательных аппаратов образовавших ее фирм: палубного штурмовика А-4 «Скайхоук» (первый полёт в 1954, до 1979 выпущено 2960, см. рис. 1), истребителя F-4 «Фантом» II (1958, до окончания производства в 1979 построено 5057, по лицензии в Японии 140, см. рис. 9), реактивных пассажирских самолётов DC-8 (1958, до 1972 построено 656, см. рис. 2) и DC-9 (1965, выпускался в нескольких вариантах, см. рис. 10), На фирме созданы: истребитель завоевания превосходства в воздухе F-15A «Игл» (1972, см. рис. 11), его усовершенствованный вариант F-15C (1979); двухместный истребитель-бомбардировщик F-15E (1986); экспериментальный истребитель короткого взлёта и посадки F-15S/MTD (1988, см. рис. 3) с плоскими отклоняемыми соплами; палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18 «Хорнет» (1978, совместно с фирмой «Нортроп» см. рис. 12), боевой самолёт вертикального взлета и посадки AV-8B «Харриер» II (1978, см. рис. 4) и учебно-тренировочный самолёт T-45A «Госхоук» (1988) оба совместно с фирмой «Бритиш аэроспейс»; опытный военно-транспортный самолёт короткого взлета и посадки YC-15 с четырьмя турбореактивными двухконтурными двигателями (1975, реактивные струи двигателей отклоняются вниз закрылками в выпушенном положении); семейство широкофюзеляжных самолётов DC-10 на 270380 мест (1970, до окончания производства в 1989 построено 386; см. рис. 13) и на его основе самолёт-заправщик для ВВС США KC-10 «Экстекдер» (1980, выпущено 60, см. рис. 5); семейство пассажирских самолётов MD-80 (на основе DC-9, первая модель в 1979, на конец 1991 выпущено свыше 1900 самолётов DC-9 и MD-80). В 1985 начата разработка военно-транспортного самолёта C-17 (первый полёт в 1991, см. рис. 6), а в 1986 пассажирского самолёта MD-11 (1990, на основе DC-10, см. рис. 7). Основные программы конца 80-х начала 90-х гг.: производство истребителей F-15 и F/A-18, истребителя-бомбардировщика AV-8B, пассажирских самолётов MD-80 (в том числе MD-83, см. рис. 8) и MD-11, военных и гражданских вертолётов серии MD-500 и боевого AH-64A, концептуальные исследования перспективного воздушно-космического самолёта NASP. Основные данные некоторых самолётов фирмы приведены в таблицах 1 и 2.
Ю. Я. Шилов.
Таблица 1. Пассажирские самолёты фирмы «Макдоннел-Дуглас».
Основные данные DC-10-10 DC-10-30 MD-83 MD-11 Первый полёт, год 1970 1972 1984 1990 Число и тип двигателей 3 ТРДД 3 ТРДД 2 ТРДД 3 ТРДД Тяга двигателя, кН 178 234 96,5 267 Длина самолёта, м 178 55,2 45,08 61,2 Высота самолёта, м 7,7 17,7 9,05 17,6 Размах крыла, м 47,34 50,42 32,9 51,6 Площадь крыла, м2 329,8 338 112,3 339 Максимальная ширина фюзеляжа, м 6,1 6,1 3,34 6,1 Максимальная взлётная масса, т 200 263,6 72,58 273,3 Масса снаряженного, самолёта, т 110,22 121,34 36,62 25,78 Максимальное число пассажиров 380 380 172 1405 Максимальная коммерческая нагрузка, т 41,73 45,91 18,72 55,67 Длительность полёта с максимальной коммерческой нагрузкой, км 5463 9950 4387 11100 Коммерческая нагрузка при максимальном запасе топлива, т 18,69 32 14,89 30,34 Дальность полета при максимальном запасе топлива 3427 11850 5828 15250 Крейсерская скорость, км/ч 870950 875950 813924 870925 Экипаж, чел. 3 3 2 2 Таблица 2. Военные самолёты фирмы «Макдониелл-Дуглас».
Основные данные Истребитель F-4E Палубный штурмовик A-4M Палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18 Истребитель-бомбардировщик AV-8B Истребитель F-15C Истребитель-бомбардировщик F-16E Первый полёт, год 1967 1970 1978 1978 1979 1986 Число и тип двигателей 2 ТРДФ 1 ТРД 2 ТРДДФ 1 ТРДД (подъёмно-маршевый) 2 ТРДДФ 2 ТРДДФ Тяга двигателя, кН 79,6 50 71,2 98,9 111 105 Длина самолёта, м 19,2 12,27 17,07 14,12 19,43 19,43 Высота самолёта, м 5,02 4,57 4,66 3,55 5,63 5,63 Размах крыла, м 11,77 8,38 11,43 9,24 13,05 13,05 Площадь крыла, м2 49,2 24,16 37,16 21,37 56,5 56,5 Взлётная масса, т: нормальная 21,5 8,6 (при вертикальном взлёте) 20,18 максимальная 26,3 11,11 16,65 (F-18)
22,3 (A-18)13,49 (при взлете с разбегом) 30,84 36,74 Масса пустого самолёта, т 13,8 4,75 10,46 5,94 12,7 14,38 Боевая нагрузка, т 7,28 4,15 7,71 3,17 7,26 10,65 Максимальная скорость полета, км/ч 2300 1100 > 1915 1065 2650 Радиус действия, км 7951260 630 7401065 240 (при вертикальном взлёте), 1480 (при взлёте с разбегом) 750 Потолок, м 21 000 14 600 15 240 19 800 18 300 Экипаж, чел. 2 1 1 1 1 2 Вооружение Пушка 20 мм), 810 УР 2 пушки (20 мм), НАР, УР Пушка (20 мм), НАР, 4 УР Пушка (25 мм) или 2 пушки (30 мм), НАР, 4 УР Пушка (20 мм), НАР, 8 УР Пушка (20 мм), УР, бомбы
Рис. 2. Пассажирский самолёт DC-8.
Рис. 3. Экспериментальный истребитель короткого взлета и посадки F-15S/MTD.
Рис. 4. Истребитель-бомбардировщик AV-8B «Харриер» II.
Рис. 5. Самолёт-заправщик KC-10A «Экстендер».
Рис. 6. Стратегический военно-транспортный самолёт C-17.
Рис. 7. Широкофюзеляжный пассажирский самолёт MD-11.
Рис. 8. Пассажирский самолёт MD-83.
Рис. 9. Истребитель F‑4 «Фантом» II.
Рис. 10. Пассажирский самолёт DC‑9.
Рис. 11. Истребитель F‑15 «Игл».
Рис. 12. Истребитель F‑18 «Хорнит».
Рис. 13. Пассажирский самолёт DC‑10.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.