- автожир
Рис. 1. Автожир С-4 Х. Сиервы.
автожи́р (франц. autogyre, от греч. autós сам и gýros круг, вращение) летательный аппарат тяжелее воздуха, у которого подъёмная сила создаётся несущим винтом ротором, вращающимся свободно (без привода от двигателя) под действием набегающего потока воздуха. Поступательное движение А. получает от обычного тянущего или толкающего воздушного винта. Основные достоинства А.: небольшая минимальная (эволютивая) скорость и меньшие (по сравнению с самолётами) взлётно-посадочные дистанции. А. является промежуточным типом летательного аппарат между самолётом и вертолётом. Изобретён Х. Сиервой в 1919; его первым летавшим А. был С-4 (1923, рис. 1), а в 1928 ему удалось создать удачную конструкцию аппарата, на котором был совершён перелёт из Лондона в Париж.
В СССР первый А. КАСКР-1 (рис. 2) построен в 1929 Н. И. Камовым и Н. К. Скржинским. После этого на протяжении десяти лет было создано около 15 типов и модификаций, строившихся в Центральном аэрогидродинамическом институт по проектам Камова, Скржинского, А. М. Черёмухина и В. А. Кузнецова (см. статью А).
Последним А., разработанным в СССР, стал двухместный АК, взлетающий без разбега, спроектированный в 1940 Камовым при участии М. Л. Миля. За рубежом создаются опытные экземпляры сверхлёгких одноместных (рис. 3) и двухместных А.
Разработаны три принципиальные схемы А. Первая схема крылатый А. с неуправляемым несущим винтом и с органами управления, как на самолёте. Эффективность органов управления зависит от поступательной скорости аппарата. К этому типу летательных аппаратов относятся первые А. (Сиерва С-8, С-19; советские КАСКР-1, ЦАГИ А-4, А-7).
Вторая схема бескрылый А. с управляемым несущим винтом, с горизонтальным и вертикальными оперениями. Управление аппаратом осуществляется наклоном оси несущего винта, связанной с ручкой управления аппаратом посредством рычажной передачи (Сиерва С-30, Келлетт К-1В, ЦАГИ А-12, А-14).
Третья схема А. с непосредственным («прыжковым») взлётом без разбега. Непосредственно взлёт в этих аппаратах осуществляется путём использования кинетической энергии раскручиваемого перед взлётом до максимальных оборотов ротора от двигателя. Перед раскруткой ротора с целью уменьшения потребляемой мощности его лопасти ставятся под углом, соответствующим нулевой подъёмной силе, а при достижении максимальных оборотов угол установки лопастей особым механизмом автоматически переводится на полётный (до 57°), и А., получив избыточную тягу, «подпрыгивает» вертикально вверх на несколько метров. Под действием воздушного винта аппарат получает поступательное перемещение, а затем переходит на обычный для А. набор высоты. Первым в 1936 такой летательный аппарат (С-30Р) построил Сиерва.
Многочисленные теоретические работы, экспериментальные исследования, конструктивные решения несущей системы и лопастей, опыт лётных испытаний и доводок А. в значительной степени нашли применение при создании вертолётов.
Литература:
Камов Н. И. Винтовые летательные аппараты (автожиры и геликоптеры), М., 1948;
Изаксон А. М., Советское вертолётостроение, 2 изд., М., 1981.В. А. Касьяников.
Рис. 2. Экспериментальный автожир КАСКР-1.
Рис. 3. Одноместный спортивный автожир.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.