- «Капрони»
Рис. 1. Бомбардировщик Капрони Ca 42.
«Капро́ни» (Societá Italiana Caproni) итальянская самолётостроительная фирма. Основана в 1910 Дж. Б. Капрони. Указанное название с 1928. В 1950 ликвидирована. В годы Первой мировой войны выпускала тяжёлые бомбардировщики [наиболее известны бипланы Ca.32 и Ca.33, триплан Ca.42 (см. рис. 1)], после войны бомбардировщики Ca.36, Ca.44. и Ca.46. В 1929 построен опытный бомбардировщик Ca.90 с шестью поршневыми двигателями (масса 30 т, самый тяжёлый самолёт аэродромного базирования того времени, установивший ряд рекордов грузоподъёмности, см. рис. 2). В 30-е гг. и годы Второй мировой войны большими партиями производились бомбардировщики Ca.101 (первый полёт в 1930) транспортные самолёты Ca.133 (1934), Ca.135 (1936), бомбардировщики, разведчики, многоцелевые самолёты Ca.309316. На фирме «К.» были построены рекордный высотный самолёт Ca.161 с герметичной кабиной, достигший в 1938 высоты 17083 м, и первый итальянский реактивный самолёт Капрони-Кампини N. 1 с мотокомпрессорным воздушно-реактивным двигателем (1940, см. рис. 3). Филиалом «К» фирмой «Реджиан» созданы истребители Re.2000 (1939), Re.2001 (1940), Re.2000 (1942), штурмовик Re.2002 (1942). После войны попытки возобновить авиационное производство на основе фирмы не имели успеха. Созданный в 1949 шестиместный транспортный самолёт Ca.193 не пользовался спросом, в 1950 фирма обанкротилась. Бывший филиал «К.» фирма «Аэроплани Капрони Тренто» (Aeroplani Caproni Trento) в 1952 построила реактивный тренировочный самолёт F-5, но вскоре прекратила самостоятельные разработки. Небольшая фирма «Капрони-Виццола» (Caproni-Vizzola) в 1968 начала производство планёров «Калиф», в 1980 построила реактивный тренировочный самолёт Ca.22, в 1982 вошла в состав фирмы «Агуста».
Ю. Я. Шилов.
Рис. 2. Бомбардировщик Капрони Ca90.
Рис. 3. Экспериментальный реактивный самолёт Капрони-Кампини N1.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.