- Ильюшин Сергей Владимирович
С. В. Ильюшин
Илью́шин Сергей Владимирович (18941977) советский авиаконструктор, академик АН СССР (1968), генерал-полковник инженерно-технической службы (1967), трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974). В Советской Армии с 1919, сначала авиамеханик, затем военком, а с 1921 начальник авиаремонтного поезда. Окончил Военно-воздушную академию имени профессора Н. Е. Жуковского (1926; ныне Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского). За время обучения в академии построил три планёра. Последний из них «Москва» на состязаниях в Германии получил первый приз за продолжительность полёта. После окончания академии руководитель секции научно-технического комитета военно-воздушных сил. Затем работал на научно-исследовательском аэродроме Военно-воздушных сил. С 1931 начальник ЦКБ Центрального аэрогидродинамического института. В 1933 возглавил ЦКБ при московском заводе имени В. Р. Менжинского, впоследствии ставшее КБ И., деятельность которого была связана с развитием штурмовой, бомбардировочной, пассажирской и транспортной авиации. С 1935 И. главный конструктор, в 19561970 генеральный конструктор. Создал свою школу в самолётостроении. Под его руководством созданы строившиеся серийно штурмовики Ил-2, Ил-10, бомбардировщики Ил-4, Ил-28, пассажирские самолёты Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62, а также ряд опытных и экспериментальных самолётов.
Штурмовики И. во время Великой Отечественной войны составили основу советской штурмовой авиации как нового рода авиации, тесно взаимодействующего с наземными войсками. Ил-2 один из массовых самолётов военного периода. При его создании И. удалось решить многие научно-технические проблемы, в том числе использовать броню в качестве силовой конструкции самолёта, разработать технологию изготовления броневого корпуса с большой кривизной обводов и др. И. большое внимание уделял экономическим вопросам строительства самолётов. Например, реактивный фронтовой бомбардировщик Ил-28 по трудоёмкости постройки приближался к истребителям. При его создании удалось хорошо увязать летно-технические характеристики с пилотажными, средства поражения и средства защиты с общим весовым балансом самолёта. Рациональные, прогрессивные методы проектирования И. использовал и при создании пассажирских самолётов. Ил-18 первый советский пассажирский самолёт, который нашёл широкий спрос на мировом авиационном рынке. В Ил-62 И. применил принципиально новую схему шасси, которая используется в ряде ведущих промышленных стран мира. И. присуждена Золотая авиационная медаль Международной авиационной федерации. Депутат Верховного Совета СССР в 19371970. Ленинская премия, (1960), Государственная премия СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952, 1971). Награждён 8 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степени, Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями. Бронзовые бюсты И. установлены в Москве и Вологде. Имя И. носит Московский машиностроительный завод. См. статью Ил.
Литература:
Асташенков П. Т., Конструктор легендарных Илов, М., 1972;
Новожилов Г. В., Ученый и конструктор С. В. Ильюшин, М., 1978;
Пономарев А. Н., Конструктор С. В. Ильюшин, М., 1988.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.