- «Дассо-Бреге»
Рис. 1. Истребитель Дассо «Мираж» III.
«Дассо́-Бреге́» (Avions Marcel Dassault-Bréguet Aviation) самолётостроительная фирма Франции. Образована в 1971 в результате слияния фирм «Дассо» и «Бреге». С 1981 под контролем государства, в 1990 переименована в «Дассо авиасьон» (Dassault Aviation). Основные программы 7080-х гг.: производство истребителей серии «Мираж» «Мираж» III, 5 и 50 (выпущено свыше 1400, см. рис. 1), «Мираж» F-1, «Мираж» 2000 (рис. 2), палубного истребителя-бомбардировщика «Супер этандар», истребителя-бомбардировщика «Ягуар» (в консорциуме «СЕПЕКАТ»), учебно-боевого самолёта «Альфа джет» (с «Дорнье», см. рис. 3), административных реактивных самолётов серии «Мистер-Фалькон» (к 1990 выпущено около 1000, см. рис. 4), морского патрульного самолёта «Атлантик» ATL2 (с рядом фирм западноевропейских стран), постройка и испытания экспериментального истребителя «Рафаль» А (1986, см. рис. 5) и его опытного образца (1991), проектирование воздушно-космического самолёта «Гермес» (совместно с фирмой «Аэроспасьяль»). Всего с 1945 фирмами «Бреге», «Дассо» и «Д.-Б.» выпущено свыше 6000 самолётов, создано 92 опытных и 78 предсерийных образцов. Основные данные некоторых самолётов фирмы приведены в таблице.
Таблица. Самолёты фирмы «Дассо-Бреге».
Основные данные Стратегический бомбардировщик «Мираж» IVA Истребители-бомбардировщики Многоцелевые истребители Экспериментальный истребитель «Рафаль» A Учебно-боевой самолёт «Альфа джет» Морской патрульный самолёт «Атлантик» ATL2 Основные данные «Мираж» IIIE «Ягуар» A «Супер этандар» «Мираж» F-1C «Мираж» 2000 Первый полёт, год 1959 1961 1968 1974 1969 1978 1986 1973 1981 Первый полёт, год Число и тип двигателей 2 ТРДФ 1 ТРДФ 2 ТРДФ 1 ТРД 1 ТРДФ 1 ТРДДФ 2 ТРДДФ 1 ТРДД 2ТВД Число и тип двигателей Мощность двигателя, кВт 4230 Мощность двигателя, кВт Тяга двигателя, кН 65,8 60,8 32,5 49 70,6 88,З 71,2 13,2 Тяга двигателя, кН Длина самолёта, м 23,5 16,03 16,83 14,31 15 14,35 15,79 12,29 31,62 Длина самолёта, м Высота самолёта, м 5,65 4,5 4,89 3,86 4,5 5,2 5,18 4,19 10,89 Высота самолёта, м Размах крыла, м 11,83 8,22 8,69 9,6 8,4 9 11,2 9,11 37,42 Размах крыла, м Площадь крыла, м2 78 34,8 24 28,4 25 41 47 17,5 120,34 Площадь крыла, м2 Максимальная взлетная масса, т 33 13,7 15,7 12 15,2 16,5 20 7,5 46,2 Максимальная взлетная масса, т Масса пустого самолёта, т 14,5 7,05 7 6,5 7,4 7,4 9,6 3,515 26,5 Масса пустого самолёта, т Максимальная боевая нагрузка, т 7,25 4 4,8 2,27 до 4 до 5 6,8 2,5 3 Максимальная боевая нагрузка, т Радиус действия (типовое боевое задание), км 2000 1200 1400 850 740 > 740 610 1850
(плюс патрулирование 5 ч)Радиус действия (типовое боевое задание), км Максимальная скорость полёта, км/ч 2340 2340 1700 1100 2340 > 2340 2100 1000 645 Максимальная скорость полёта, км/ч Потолок, м 20 000 17 000 14 000 13 700 18 50020 000 18 30020 000 14 600 9145 Потолок, м Экипаж, чел. 2 1 1 1 1 1 1 2 12 Экипаж, чел. Вооружение: Вооружение: встроенные пушки 2×30 мм 2×30 мм 2×30 мм 2×30 мм 2×30 мм 2×30 мм 1×27 мм встроенные пушки управляемые ракеты 3 4 2 4 4 6 2 2 управляемые ракеты Ю. Я. Шилов.
Рис. 2. Истребитель Дассо-Бреге «Мираж» 2000.
Рис. 3. Учебно-боевой самолёт «Альфа джет».
Рис. 4. Административный самолёт «Мистер-Фалькон» 900.
Рис. 5. Экспериментальный истребитель «Рафаль» А.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.