- взлёт
взлёт разбег самолёта до скорости отрыва и этап полёта до момента достижения скорости, высоты и конфигурации самолёта, необходимых для начала полёта по маршруту. Для пассажирских самолётов Нормы лётной годности гражданских самолётов СССР (НЛГС) устанавливают высоту начала полёта по маршруту не менее 400 м над уровнем ВПП. В. самолёта осуществляется по возможности против ветра. Попутный ветер увеличивает потребную для В. длину взлётно-посадочной полосы и аэродрома. Боковая составляющая ветра затрудняет выполнение В., и для каждого типа самолёта существует её предельно допустимое значение (более 5 м/с для пассажирских полетов). Выделяют три характерных этапа воздушного участка В.; 1-й этап набор высоты 10,7 м над торцом взлётно-посадочной полосы с разгоном до безопасной скорости В., 2-й набор высоты 120 м с разгоном до скорости начала набора высоты, которая не менее чем на 8% превосходит значение безопасной скорости В., 3-й набор высоты не менее 400 м с разгоном до безопасной скорости полёта в полётной конфигурации. Переход самолёта из взлётной конфигурации в полётную происходит в несколько приёмов. Уборка шасси начинается на высоте 35 м над уровнем взлётно-посадочной полосы. Уборка предкрылков и закрылков для тяжёлых самолётов допускается только на 3-м этапе взлёта. Для манёвренных самолётов допускается начинать уборку механизации крыла на высоте 5060 м. Скорость самолёта на всех этапах В. должна на 2030% превышать скорость сваливания, причём изменение конфигурации самолёта допускается, если скорость не менее чем на 20% превосходит скорость сваливания в измененной конфигурации. Уменьшение скорости в процессе В. не допускается. В. осуществляется с непрерывным увеличением высоты. Минимальные углы наклона траектории самолёта на разных этапах В. зависят от числа установленных на нем двигателей и определяются НДГС. В целях сокращения взлётной дистанции и повышения безопасности В. осуществляется при максимальном режиме работы двигателей.
Литература:
Котик М. Г., Динамика взлета и посадки самолётов, М., 1984;
Нормы летной годности гражданских самолётов СССР, 3 изд., [б. м.], 1984.А. В. Климин.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.