- весовой расчёт
весово́й расчёт летательного аппарата определение массы летательного аппарата в целом, его агрегатов, систем и элементов в процессе проектирования летательного аппарата. В зависимости от стадии проекта и целей расчёта различают В. р. проектировочный и исполнительный.
Проектировочный В. р. прогноз наиболее вероятного значения массы проектируемого летательного аппарата или его частей в зависимости от параметров летательного аппарата, требований к нему, расчётных нагрузок, характеристик используемых материалов и т. п. Целью проектировочного В. р. является также определение влияния того или иного параметра летательного аппарата или технического решения на массу летательного аппарата. При разработке методики проектировочного В. р. используют статистические или физические расчётные модели. Теоретической основой статистических расчётных моделей служат методы теории подобия и математической статистики (регрессионный анализ). Статистические зависимости могут дать прогнозируемое значение массы летательного аппарата или его агрегата, отклоняющееся от фактической не более чем на 510% если параметры и технический уровень проектируемого летательного аппарата соответствуют параметрам и уровню летательного аппарата, входящих в располагаемый статистический массив. Физические расчётные модели отражают структурно-функциональный состав проектируемого летательного аппарата и предполагают поэлементное определение массы летательного аппарата. Физическая расчётная модель для определения массы планёра летательного аппарата включает соотношения для приближённого расчёта нагрузок, действующих на агрегаты планёра, напряженно-деформированные состояния основных силовых элементов, критериев прочности типовых конструктивных элементов. Основным достоинством физических расчётных моделей является более точный учёт влияния параметров летательного аппарата и используемых технических решений на массу летательного аппарата, однако такие модели не могут быть универсальными по отношению к классу летательных аппаратов.
Исполнительный В. р. проводится на стадии рабочего проектирования и состоит в расчёте массы деталей по их размерам, заданным в рабочих чертежах, и суммировании масс отдельных деталей и узлов для получения массы агрегатов и летательного аппарата в целом. Для выполнения последней операции широко применяется автоматизированная система весового контроля.
Литература:
Зинин Л. С., Весовой расчет самолёта М., 1941;
Шейнин В. М., Козловский В. И., Весовое проектирование и эффективность пассажирских самолётов, 2 изд., М., 1984.В. В. Лазарев, В. М. Шейнин.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.