- «Бритиш Аэроспейс»
Рис. 1. Самолёт вертикального взлёта и посадки Хокер Сидли «Харриер».
«Бри́тиш Аэроспе́йс» (British Aerospace Public Ltd, BAe) крупнейшая авиа-ракетно-космическая фирма Великобритании. Образована в 1977 в результате слияния фирм «Бритиш эркрафт корпорейшен», «Скоттиш авиэйшен» (Scottish Aviation) и авиаракетно-космических отделений концерна «Хокер Сидли». Продолжила выпуск и разработку самолётов вошедших в неё фирм (исходные обозначения продукции были заменены на BAe). Основные программы 80-х гг.: производство боевого самолёт вертикального взлёта и посадки «Харриер» (1966, рис. 1), его морского варианта «Си харриер» (1978, рис. 2) и усовершенствованной модели «Харриер» 2 (1978, совместно с фирмой «Макдоннелл-Дуглас»), учебно-боевого самолёта «Хоук» (1974), истребителя-бомбардировщика «Хоук» 200 (1986), модификация самолётов противолодочной обороны «Нимрод» MR (197984, рис. 3), создание экспериментального истребителя EAP (1986, рис. 4) и разработка на его основе перспективного истребителя EFA (в составе консорциума «Еврофактер»); выпуск гражданских самолётов BAe 748 (1960), BAe 125 (1962, рис. 5), «Джетстрим» 31 (1980), BAe 146 (1981, рис. 6), ATP (1986, рис. 7); участие в международных программах производства боевых самолётов «Торнадо» (в составе консорциума «Панавиа») и «Ягуар» (в составе консорциума «СЕПЕКАТ»), пассажирских самолётов A300, A310 и A320 (в составе консорциума «Эрбас индастри»); разработка и производство тактических управляемых ракет; участие в западноевропейских космических программах; разработка совместно с фирмой «Роллс-Ройс» проекта одноступенчатого воздушно-космического самолёта «Хотол».
Основные данные некоторых самолётов фирмы приведены в таблицах 1 и 2.
В. В. Беляев, М. А. Левин.
Таблица 1. Военные самолёты фирмы «Бритиш аэроспейс».
Основные данные Истребители-бомбардировщики Экспериментальный истребитель
EAP«Харриер» GR.3 «Хоук» 200 Первый полёт, год 1976 1986 1986 Число и тип двигателей 1 ТРДД (подъёмно-маршевый) 1 ТРДД 2 ТРДДФ Тяга двигателя, кН 96,6 26 75,5 Длина самолёта, м 14,27 11,38 14,7 Высота самолёта, м 3,45 3,99 5,52 Размах крыла, м 7,7 9,39 11,77 Площадь крыла, м2 18,68 16,63 52 Максимальная взлётная масса, т 8,85 (вертикальный взлёт);
11,8 (взлёт с разбегом)9,1 14,51 Масса пустого самолёта, т 5,73 4,13 10 Боевая нагрузка, т 2,27 3,5 Радиус действия, км 92 (вертикальный взлёт),
230 (взлёт с разбегом)1072 Максимальная скорость полёта, км/ч 1180 1065 > 2000 Потолок, м 15 600 15 250 Экипаж, чел. 1 1 1 Вооружение 2 пушки (30 мм), НАР, УР 2 пушки (25 мм), УР, бомбы Таблица 2. Гражданские самолёты фирмы «Бритиш аэроспейс».
Основные данные Пассажирские Административный BAe 125‑00 «Джетстрим» 31 BAe 146-200 ATP Первый полет, год 1980 1982 1286 1983 Число и тип двигателей 2 ТВД 4 ТРДД 2 ТВД 2 ТРДД Мощность двигателя, кВт 701 1860 Тяга двигателя, кН 31 19,1 Длина самолёта, м 14,37 28,55 20 15,6 Высота самолёта, м 5,32 8,61 7,14 5,36 Размах крыла, м 15,85 26,34 30,63 15,79 Площадь крыла, м2 25,2 77,3 78,3 34,75 Максимальная взлётная масса, т 6,95 40,59 22,45 12,43 Масса пустого самолёта, т 4,36 22,14 13,6 6,68 Число пассажиров 19 109 60 14 Коммерческая нагрузка, т 1,81 9,98 6,73 1,09 Максимальная дальность полёта, км 1260 2740 1825 (64 пасс) 5260 (8 пасс.) Крейсерская скорость полёта км/ч 490 780 496 860 Экипаж, чел. 2 2 2 2
Рис. 2. Палубный самолёт вертикального взлёта и посадки «Си харриер» FRS-2.
Рис. 3. Самолёт противолодочной обороны «Нимрод» MR.
Рис. 4. Экспериментальный истребитель EAP.
Рис. 5. Административный самолёт Bae 125-800.
Рис. 6. Пассажирский самолёт Бритиш аэроспейс BAe 146.
Рис. 7. Пассажирский самолёт ATP.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.