- бортовой накопитель
бортово́й накопи́тель устройство для регистрации и накопления полётной информации в течение всего полёта (или несколько полётов). По конструкции различают Б. н. защищённые (БНЗ) и эксплуатационные (БНЭ), по типу регистрируемой информации параметрические и речевые. Регистрация параметров производится в основном на магнитной, металлической, или лавсановой ленте, в некоторых Б. н. на фото- или киноленте, осциллографической бумаге и на специальной бумаге (для записи царапанием).
БНЗ предназначаются для сохранения зарегистрированной полётной информации при воздействии высоких температур, ударных нагрузок и агрессивных жидкостей (топливо, морская вода, огнетушащее вещество и т. д.). В БНЗ заносится информация об условиях полёта и пространственном положении летательного аппарата, работоспособности жизненно важных систем, характере пилотирования и действиях экипажа; эта информация используется аварийными комиссиями при расследовании лётных происшествий. Общепринятое название БНЗ «чёрный ящик».
БНЭ используются для сбора информации, необходимой для контроля пилотирования и работоспособности систем и оборудования летательного аппарата после каждого или выборочного полёта; они приспособлены для оперативного съема информации (с помощью легкосъёмных кассет). БНЭ, как правило, не имеют специальной тепловой и противоударной защиты. По сравнению с БНЗ, вмещают больший объём информации.
Речевые Б. н. применяются для сбора и хранения информации о переговорах членов экипажа друг с другом, с землёй и с экипажами других летательных аппаратов, а также для регистрации звуковой обстановки в кабине летательного аппарата. Информация регистрируется в течение всего полёта и используется аварийными комиссиями при расследовании лётных происшествий. Как правило, выполняются защищёнными. Регистрация данных производится обычно в течение одного полёта (иногда в течение последних 30 мин).
Параметрические Б. н. предназначаются для регистрации параметров полёта при непрерывной (аналоговой) или дискретной записи. Используются для эксплуатационного контроля и при расследовании лётных происшествий. Выполняются как защищёнными, так и незащищёнными. Время регистрации до 25 ч.
И. В. Косточкин.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.