- бомбардировщик
бомбардиро́вщик боевой самолёт, предназначенный для поражения авиационными бомбами (торпедами) наземных (подземных) или надводных (подводных) целей; является основной ударной силой военно-воздушных сил. Б. может нести бомбы различных калибров (как обычные, так и ядерные) внутри фюзеляжа в бомбовых отсеках и на наружных подвесках под крылом и фюзеляжем, а также управляемые ракеты класса «воздух поверхность».
Аэродинамическая схема современного Б. моноплан со свободно несущим крылом трапециевидной формы для дозвукововых самолётов, стреловидной для околозвуковых, стреловидной или треугольной для сверхзвуковых. Находят применение схемы «летающее крыло». Для Б. характерно высокое аэродинамическое качество, необходимое для достижения большой дальности полёта.
К особенностям конструкции Б. относятся: наличие в фюзеляже больших отсеков, в которых устанавливаются держатели бомбардировочного вооружения, поворотные платформы или другие устройства для крепления и запуска ракет; большой объём баков, баков-отсеков для размещения топлива, масса которого составляет 4060% взлётной массы самолёта; значительные по размерам герметичные кабины для размещения экипажа, состоящего из 410 человек (первый и второй пилоты, штурман, операторы, стрелки, борттехники или бортинженеры); применение радиопоглощающих материалов для уменьшения радиолокационной контрастности самолёта и снижения дальности его обнаружения радиолокационными системами ПВО; наличие систем, обеспечивающих возможность пополнения запасов топлива в полете с самолёта-заправщика; многодвигательные силовые установки. Бомбардировочное и ракетное вооружение, лётно-тактические данные, бортовые комплексы оборонительного вооружения, навигационного и радиоэлектронного оборудования Б. обеспечивают преодоление системы противовоздушной обороны противника при полете к цели, точный выход на цель и поражение цели бомбами или ракетами при любых метеорологических условиях, в любое время года и суток.
При полёте к цели Б. использует высоты от предельно малых (менее 200 м) до стратосферных (более 12 км), скорости полёта от дозвуковых до вдвое (и более) превышающих скорость звука, а также маршруты, удалённые от активных зон противовоздушной обороны. Система самозащиты Б. включает: средства автоматизированного противодействия радиолокационной станции управления управляемыми ракетами классов «поверхность воздух» и «воздух воздух», системам управления огнём зенитной артиллерии и радиолокационных станций систем дальнего обнаружения и наведения; инфракрасные ловушки, отвлекающие на себя управляемые ракеты классов «поверхность воздух» и «воздух воздух» с инфракрасными системами самонаведения; автоматы сброса дипольных отражателей для создания пассивных помех радиолокационным станциям наведения; системы оповещения экипажа об угрозе из задней и боковых полусфер; бортовое стрелково-пушечное вооружение, а также систему защиты от поражающих факторов ядерного оружия.
Выдерживание заданного (запрограммированного) маршрута полёта, точный выход на цель (или в район пуска ракет), обнаружение цели, прицеливание и бомбометание (или запуск ракет и их наведение на цель) осуществляются бортовыми комплексами специального и радиоэлектронного оборудования, включающего одну или несколько бортовых электронно-вычислительных машин. Тот же комплекс оборудования обеспечивает возвращение на аэродром и посадку.
Б. делятся на тактические (фронтовые) и стратегические (дальние и межконтинентальные). Фронтовые Б. поражают цели в оперативно-тактической глубине фронта, обычно за пределами досягаемости истребителей-бомбардировщиков, стратегические в пределах одного или несколько театров военных действий. Для увеличения дальности полёта стратегические Б. используют одно- или многоразовую заправку топливом в полёте. Межконтинентальные Б. могут поражать цели практически в любой точке земного шара. Для поражения целей с пикирования предназначается пикирующий бомбардировщик.
Историческая справка. Б. как тип боевого самолёта сформировался в период 1-й мировой войны. Первым Б. был самолёт «Илья Муромец», созданный в 1913. Бомбы подвешивались как внутри, вертикально вдоль бортов фюзеляжа, так и снаружи. Для сброса бомб был создан специальный электросбрасыватель (1916). Оборонительное вооружение состояло из восьми пулемётов. Позднее Б. были созданы также в других странах: Кодрон G.4, Бреге Bre 14, Вуазен VIII во Франции, Де Хэвилленд D.H.4, Хэндли Пейдж 0/400 в Великобритании, Гота G-5 в Германии, Капрони Ca.30 и Ca.42 в Италии и др.
В период 2-й мировой войны Б. являлись основной ударной силой военно-воздушных сил воюющих стран. Наиболее известными в СССР были фронтовые Б. Пе-2, Ту-2 дальние Ил-4 и Пе-8; в Германии Юнкерс Ju-88; в Великобритании Хэндли Пейдж «Галифакс» и Авро «Ланкастер»; в США Конвэр В-24 «Либерейтор», Норт Американ В-25 «Митчелл», Боинг В-17 и В-29.
С появлением ядерного оружия происходило интенсивное развитие Б. как его носителя. На Б. нашли применение газотурбинные двигатели (турбовинтовые двигатели и турбореактивные двигатели). Скорости и дальности полётов возросли. В 5080-х гг. бомбардировочная авиация включала: Ил-28, Ту-16, Ту-95, М-4, 3М, Ту-22, Ту-22М, Су-24, Ту-160 (СССР), Боинг В-47 и В-52, Конвэр В-58, Дженерал дайнемикс FB-111, Рокуэлл В-1В (США), Инглиш электрик «Канберра», Виккерс «Вэлиант», Авро «Вулкан», Хэндлн Пейдж «Виктор» (Великобритания), Дассо «Мираж» IV (Франция).
В. И. Жулёв.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.