- боковая управляемость
бокова́я управля́емость летательного аппарата способность летательного аппарата изменять параметры бокового движения по команде лётчика. Количественные, характеристики Б. у. определяют в виде отношения управляющего воздействия лётчика к реакции самолёта на это воздействие. При этом в качестве параметров, связанных с воздействием лётчика, используют усилия Pэ и Pн на ручке управления (штурвале) и педалях (управление элеронами и рулём направления) и их перемещения Xэ, Xн, а реакцию самолёта на команды лётчика характеризуют скоростью крена ωx, скоростью рыскания ωy, углом скольжения β (боковой перегрузкой, углом рыскания ψ).
К статическим характеристикам Б. у. при переходе от одного установившегося режима полёта к другому относят коэффициент расхода ручки управления (штурвала) и усилий на ней на скорость крена
, ;
коэффициент расхода педалей и усилий на них на скорость крена
, ;
коэффициент расхода педалей и усилий на них на скорость рыскания
, ;
Используются и другие характеристики, основанные на сочетаниях параметров, характеризующих управляющие воздействия лётчика и реакции самолёта на эти воздействия, например коэффициент расхода ручки управления (штурвала) и усилия на ней на угол крена, коэффициент расхода педалей и усилий на них на угол крена при наличии системы улучшения устойчивости и управляемости. Помимо коэффициентов, определяющих Б. у. при «нормальных» условиях полёта, используются показатели управляемости для предельных режимов полёта, например усилие Pэ на ручке управления и её перемещение Xэ для создания максимальной скорости крена.
Литература:
Пашковский И. М., Устойчивость и управляемость самолёта, М., 1975.В. И. Кобзев.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.