- аэросани
Рис. 1. Аэросани А. С. Кузина.
аэроса́ни наземное транспортное средство, скользящее по снегу и льду, с движителем в виде воздушного винта.
А. цельнометаллической конструкции имеют кузов, установленный на трёх или четырёх лыжах. Управление выполняется носовой поворотной лыжей; в кормовой части располагается двигатель с воздушным винтом. Существуют также А.-амфибии, у которых кузов с лыжами заменён лодкой со специальными глиссирующими обводами и пластиковым покрытием днища для снижения сопротивления, увеличения проходимости по рыхлому снегу, повышения безопасности при движении по тонкому льду, для прохождения полыней, а также для движения, в режиме глиссирования по воде, мелководью, заросшим несудоходным водоёмам. Управляются А.-амфибии с помощью вертикального оперения, нижняя часть которого работает в снегу или в воде.
Грузоподъёмность А. и А.-амфибий достигает 600 кг, дальность хода до 500 км по снегу для А. и до 300 км по воде для А.-амфибий. Скорость хода до 100 км/ч по льду и до 90 км/ч по воде. На А. и А.-амфибиях применяются поршневые авиационные двигатели мощностью 200250 кВт.
Первые в России А. с двигателем внутреннего сгорания и воздушным винтом были построены на Московском заводе «Дукс» в 1908. В 1910 А. С. Кузин изготовил первые А., свободно идущие по снежной целине (рис. 1).
Аэросанный транспорт в РСФСР получил развитие после организации в 1918 Центрального аэрогидродинамического институт и НАМИ. В 1919 была создана Комиссия по организации постройки А. (КОМПАС), в которую вошли видные советские учёные и конструкторы: Н. Е. Жуковский, А. Н. Туполев, А. А. Архангельский и др. До 40-х гг. серийно производились и применялись в народном хозяйстве А. АНТ-IV (рис. 2). В годы Великой Отечественной войны строились и применялись транспортно-десантные А. НКЛ-16 и боевые НКЛ-26 конструкции Н. М. Андреева (выпускались Московским глиссерным заводом). В 5060-х гг. было начато серийное производство А. на лыжах «Север-2» и Ка-30, созданных в КБ Н. И. Камова, и А.-амфибий А-l, А-2, А-3 (рис. 3), созданных в КБ А. Н. Туполева.
В России А. и А.-амфибии применяют для перевозки почты, срочных грузов, пассажиров, проведения спасательных операций и патрульной службы.
В скандинавских странах, Канаде и США в 6070-х гг. созданы так называемые гидрокоптеры и аэролодки, близкие по назначению к А.-амфибиям. Их отличают от А.-амфибий принципиально другая профилировка днища, управление по курсу только воздушным рулём и разнесёнными по бортам тормозами, а также условия применения: гидрокоптеры применяются в основном на льду, а аэролодки на мелководных водоёмах.
Литература:
Евстюшин Н. И., Развитие аэросанного транспорта в СССР, М., 1959.Г. В. Махоткин.
Рис. 2. Аэросани АНТ-IV.
Рис. 3. Аэросани-амфибия А-3.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.