аэродинамические силы и моменты

аэродинамические силы и моменты
Действующие на самолёт аэродинамические сила и момент и их составляющие в скоростной и связанной системах координат.

Действующие на самолёт аэродинамические сила и момент и их составляющие в скоростной и связанной системах координат.

аэродинами́ческие си́лы и моме́нты летательного аппарата — результат силового воздействия воздуха на движущийся в нем летательный аппарат. Именно эти силы, имеющие динамическую природу, то есть возникающие только при движении летательного аппарата, делают возможным полёт аппаратов тяжелее воздуха (самолётов, вертолётов и др.), в то время как аппараты легче воздуха (дирижабли, аэростаты и др.) поддерживаются в полёте аэростатической выталкивающей силой (см. Аэростатика).

На каждый элемент поверхности движущегося летательного аппарата действуют поверхностные силы, которые состоят из нормального напряжения, связанного с давлением гидродинамическим, и касательных напряжений, обусловленных силами трения. Если вязкостью пренебречь и считать воздух идеальной жидкостью, то его воздействие приводит только к нормальным напряжениям. Нормальные и касательные напряжения, непрерывно распределённые по всей поверхности летательного аппарата, в совокупности определяют векторы равнодействующей аэродинамической силы планёра R и аэродинамического момента М относительно некоторой точки, например, центра масс летательного аппарата.

В аэродинамике и динамике полёта обычно рассматривают проекции векторов А. с. и м. на оси выбранной системы координат летательного аппарата, наиболее употребительными из которых являются скоростная и связанная системы. В скоростной системе координат составляющая вектора аэродинамической силы R вдоль скоростной оси ха (см. рис.), взятая с обратным знаком, называется силой сопротивления аэродинамического (лобового сопротивления) и обычно обозначается Ха, составляющая вдоль оси yа называется подъёмной силой Ya, а составляющая вдоль оси za — боковой силой Za. Составляющие вектора R вдоль осей связанной системы координат называются соответственно продольной X (берётся с обратным знаком), нормальной (Y) и поперечной (Z) силами.

Составляющие вектора аэродинамического момента в обеих системах координат имеют одинаковые названия: относительно скоростной (продольной) оси — момент крена (обозначение в скоростной системе координат Mxа, в связанной — Мх) относительно оси подъёмной силы (нормальной оси) — момент рыскания (обозначаются соответственно Мya, My); относительно поперечной (боковой) оси — момент тангажа, или продольный момент (Mxа, Mx).

Модуль и направление действия А. с. и м. при заданных скорости и высоте полёта зависят от ориентации летательного аппарата относительно вектора скорости V, которая определяется углом атаки α и углом скольжения β. Эти углы задают также взаимное расположение скоростной и связанной систем координат. Поэтому, зная углы α и β можно перевести А. с. и м. из одной системы координат в другую.

При аэродинамических расчётах и при анализе движения летательного аппарата часто используют обезразмеренные А. с. и м. — аэродинамические коэффициенты.

Литература:
Фабрикант Н. Я., Аэродинамика. М., 1964;
Краснов Н. Ф., Аэродинамика, 3 изд., т. 1, М., 1980;
Микеладзе В. Г., Титов В. М., Основные геометрические и аэродинамические характеристики самолётов и ракет, М., 1982.

В. Н. Голубкин.


Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1998.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "аэродинамические силы и моменты" в других словарях:

  • Аэродинамические силы и моменты — летательного аппарата результат силового воздействия воздуха на движущийся в нем летательный аппарат. Именно эти силы, имеющие динамическую природу, то есть возникающие только при движении летательного аппарата, делают возможным полёт аппаратов… …   Энциклопедия техники

  • аэродинамические силы и моменты — Действующие на самолёт аэродинамические сила и момент и их составляющие в скоростной и связанной системах координат. аэродинамические силы и моменты летательного аппарата — результат силового воздействия воздуха на движущийся в нем… …   Энциклопедия «Авиация»

  • аэродинамические силы и моменты — Действующие на самолёт аэродинамические сила и момент и их составляющие в скоростной и связанной системах координат. аэродинамические силы и моменты летательного аппарата — результат силового воздействия воздуха на движущийся в нем… …   Энциклопедия «Авиация»

  • аэродинамические силы и моменты — Действующие на самолёт аэродинамические сила и момент и их составляющие в скоростной и связанной системах координат. аэродинамические силы и моменты летательного аппарата — результат силового воздействия воздуха на движущийся в нем… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Аэродинамические коэффициенты — приведённые к безразмерному виду аэродинамические силы и моменты, действующие на летательный аппарат. А. к., характеризующие силы, обозначают ci, а моменты mi, где, индекс i указывает ось выбранной системы координат летательного аппарата,… …   Энциклопедия техники

  • аэродинамические коэффициенты — аэродинамические коэффициенты — приведённые к безразмерному виду аэродинамические силы и моменты, действующие на летательный аппарат. А. к., характеризующие силы, обозначают ci, а моменты — mi, где, индекс i указывает ось выбранной… …   Энциклопедия «Авиация»

  • аэродинамические коэффициенты — аэродинамические коэффициенты — приведённые к безразмерному виду аэродинамические силы и моменты, действующие на летательный аппарат. А. к., характеризующие силы, обозначают ci, а моменты — mi, где, индекс i указывает ось выбранной… …   Энциклопедия «Авиация»

  • АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ надводной части су — Силы и моменты сил, возникающие на надводной части судна в результате обтекания ее воздушным потоком, который обусловлен движением судна и воздействием ветра. Аэродинамические характеристики оказывают влияние на ходкость и управляемость,… …   Морской энциклопедический справочник

  • Уравнения движения летательного аппарата — Обычно при анализе движения ЛА его рассматривают как абсолютно жёсткое тело. В этом случае в У. д. можно выделить две группы уравнений: У. д. центра масс (ЦМ) и У. д. относительно ЦМ. Если пренебречь вращением Земли, У. д. ЦМ ЛА можно представить …   Энциклопедия техники

  • Непосредственное управление подъёмной и боковой силами — (НУПБС) создание подъёмной и боковой сил (см. Аэродинамические силы и моменты) за счёт дополнительных органов управления (интерцептор, киль и др.) без изменения угла атаки ( ) и угла скольжения ()) или изменение ориентации летательного аппарата… …   Энциклопедия техники


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»