- авиамодельный спорт
Авиамоделисты на тренировке.
авиамоде́льный спорт один из массовых технических видов спорта, включающий конструирование, постройку моделей летательных аппаратов, соревнования в скорости, дальности, высоте, продолжительности их полёта и способности выполнять фигуры высшего пилотажа. В соревнованиях моделей-копий оцениваются не только их лётные качества, но и сходство с оригиналом.
Возникновение А. с. в России связано с Н. Е. Жуковским, по инициативе которого в январе 1910 проведены первые авиамодельные соревнования. В них участвовало 10 человек. Лучшая модель пролетела 170 м. Авиамоделизм в СССР стал активно развиваться после образования Общества друзей воздушного флота (ОДВФ). Во многих городах и населенных пунктах создавались кружки ОДВФ, проводились авиамодельные соревнования. В августе 1926 в Москве состоялись первые Всесоюзные соревнования, в которых участвовало 70 человек со 126 моделями. С тех пор они проводились ежегодно, исключая период Великой Отечественной войны.
Первоначально создавались свободнолетающие модели планёров и самолётов. Они обычно стартуют из рук и летят, поддерживаемые восходящими потоками воздуха. Двигателем таких моделей может служить жгут из резиновых нитей (резиномоторные модели). Первое крупное достижение по продолжительности парящего полёта свободнолетающей модели показал В. Карабаев 49 мин 59 с (1928).
Ускорение развития А. с. произошло после 1931, когда комсомол взял шефство над Военно-воздушным флотом. С появлением поршневых бензиновых микродвигателей А. с. поднялся на новую ступень. Модель М. Зюрина, снабжённая таким двигателем, на соревнованиях в 1938 пролетела по прямой 21 км 957 м. Это был первый рекорд советского авиамоделиста, признанный Международной авиационной федерацией. В послевоенные годы получили развитие новые виды авиамоделей кордовые, радиоуправляемые, модели-копии. С 1949 советские спортсмены стали принимать участие в международных соревнованиях, с 1958 в чемпионатах мира. В 1951 ими установлены абсолютные мировые рекорды: модель В. И. Петухова летала 5 ч 10 мин, модель Г. П. Любушкина по прямой улетела на 356,794 км.
В 1953 А. с. включён в Единую всесоюзную спортивную классификацию. Практическое руководство развитием авиамоделизма, повышением массовости этого вида спорта, обобщением и распространением передового опыта осуществляли Центральный спортивно-технический клуб авиационного моделизма ЦСТКАМ (образован в 1974) и Федерация А. с. СССР (1964). Соревнования по А. с. организовывал ДОСААФ СССР совместно с органами народного образования.
Современные модели могут летать со скоростью более 300 км/ч, продолжительность полёта свыше 33 ч, дальность по замкнутому маршруту до 765 км и высота полёта свыше 8 км. В нашей стране распространены 4 основных класса спортивных моделей, каждый из которых включает несколько категорий: свободнолетающие модели (планёры, самолёты с поршневыми двигателями таймерные, резиномоторные, комнатные); кордовые модели (скоростные, гоночные, пилотажные, «воздушного боя»); модели-копии (кордовые и радиоуправляемые копии самолётов, радиоуправляемые копии планёров); радиоуправляемые модели. Соревнования по радиоуправляемым моделям самолётов, источником энергии в которых является аккумулятор, гальванические. или солнечные батареи, стали проводиться с 80-х гг. Мировые рекорды в этой категории моделей по продолжительности полёта свыше 6 ч 15 мин, по дальности 100 км.
К 1991 насчитывалось свыше 1000 авиамоделистов, имеющих звание мастера спорта, около 300 мастеров спорта международного класса. В чемпионатах Европы и мира советские спортсмены добивались высоких результатов. К январю 1991 из 86 мировых рекордов, зарегистрированных Международной авиационной федерацией, советским спортсменам принадлежало 29. С 1966 издаётся ежемесячный популярный научно-технический журнал «Моделист-конструктор».
А. Ш. Назаров.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.