- управляемость
управля́емость летательного аппарата способность летательного аппарата изменять режим полёта при отклонении органов или рычагов управления. При практическом использовании понятие У. характеризуется рядом показателей, выполнением определённых требований, необходимых с точки зрения осуществимости полёта и его безопасности.
Для летательного аппарата с чисто механической системой управления У. количественно оценивается по приращениям основных параметров режимов полёта на значения отклонений аэродинамических органов управления.
К параметрам режимов полёта принято относить нормальную перегрузку ny, поперечную перегрузку nz, и скорость крена ωx. В качестве органов управления рассматриваются руль высоты или его эквиваленты (стабилизатор, элевоны и т. п.), элероны или их эквиваленты (интерцепторы, флапероны, элевоны и т. п.) и руль направления. У. летательного аппарата в этом случае характеризуют производными ∂ny/∂δв, ∂nz/∂δн, ∂ωx/∂δэ, (или максимальными значениями скорости крена ωxmax при максимальном угле отклонения δэmax элеронов). Здесь δв, δн и δэ углы отклонения соответственно рулей высоты и направления и элеронов. Могут использоваться в качестве характеристик У. и интегральные показатели, например время достижения заданного угла крена. Этот показатель учитывает запаздывание в развитии скорости крена при отклонении элеронов.
Для пилотируемых летательных аппаратов, имеющих в системе управления электрогидравлические приводы и контуры автоматики, У. оценивается изменением параметров режима полёта при перемещениях Xв, Xн и Xэ соответственно рычагов управления рулями высоты и направления в элеронами: ∂ny/∂Xв, ∂nz/∂Xн, и ∂ωx/∂Xэ.
Во всех случаях, при чисто механической проводке управления или при наличии приводов и контуров автоматики, важнейшими характеристиками У. пилотируемых летательных аппаратах являются изменение параметров режимов полёта на изменение усилий P, прикладываемых к рычагам управления: ∂ny/∂Pв, ∂nz/∂Pн, ∂ωx/∂Pэ (или ωxmax при Pэmax).
Характеристики У. летательного аппарата наряду с характеристиками динамической устойчивости играют первостепенную роль в оценке летательного аппарата лётчиком, в возможности выполнения полётного задания в целом, поддержания того или иного режима полёта и выполнения необходимых манёвров, непосредственно сказываются на степени напряжённости лётчика и его утомляемости, в значительной степени влияют на безопасность полёта.
Излишняя чувствительность самолёта по перегрузкам и угловой скорости ωx к отклонениям рычагов управления и прикладываемым к ним усилиям недопустима в силу невозможности человека точно дозировать малые перемещения и усилия рук и ног. Высокая чувствительность самолёта в управлении в сочетании с его определёнными динамическими свойствами может служить причиной неустойчивости замкнутой системы самолётлётчик (раскачка самолёта лётчиком). С другой стороны, низкая чувствительность самолёта в управлении также неприемлема для лётчиков, требуя от них больших перемещений рычагов управления или приложения больших усилий в процессе полёта (см. Чувствительность управления).
Г. И. Загайнов.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.