управление вектором тяги

управление вектором тяги
Отклоняющие устройства двигателей:а и б — поворотные сопла;в — решётки;г — плоские сопла с подвижными стенками.

Рис. 1. Отклоняющие устройства двигателей.

управле́ние ве́ктором тя́ги — отклонение реактивной струи ТРД или струи, образуемой при вращении винта ТВД от направления, соответствующего крейсерскому режиму полёта, для создания дополнительной подъёмной, управляющей или тормозящей силы. У. в. т. применяется для сокращения длины разбега и пробега (СКВП, СВВП), а также при маневрировании в полёте. Отклонение реактивной струи при У. в. т. осуществляется с помощью отклоняющих устройств (ОУ), которые являются элементами конструкции двигателя или самолёта. В СВВП У. в. т. достигается также использованием подъёмных ТРД или вентиляторов, расположенных в фюзеляже или крыле, либо при использовании ТВД поворотом их в вертикальной плоскости.

ОУ двигателей подразделяются на два типа. К первому относятся поворотные сопла (рис. 1, а и б) или решётки (рис. 1, в), выполняющие при крейсерском режиме функции прямого сопла, и плоские сопла с подвижными стенками (рис. 1, г). На рис. сплошными линиями показано положение отклоняющих струю элементов сопла и направление истечения струй на режиме прямой реакции, а штриховыми линиями — на режиме отклонённой тяги. ОУ второго типа имеют створки, перекрывающие тракт сопла или установленные за выходным сечением сопла. В этом случае отклонение реактивной струи осуществляется непосредственно створками. К таким ОУ относится реверсивное устройство. ОУ (кроме реверсивных устройств) имеют коэффициент тяги — Р = Р/Рид не ниже 0,94—0,96, где Р — тяга, создаваемая ОУ, Рид — идеальная тяга ОУ при том же расходе газа.

В ОУ самолётов отклонение реактивной струи двигателя осуществляется закрылками: при обдуве струёй закрылка снизу (рис. 2, а) или при обдуве крыла сверху (рис. 2, б); в последнем случае используется эффект прилипания струи к поверхности (см. Энергетическая механизация крыла).

Литература:
Попов К. Н., Соколов В. Д., Хвостов Н. И., Сопла воздушно-реактивных двигателей с отклоняемым вектором тяги, М., 1979.

Ю. М. Клестов.

Отклоняющие устройства самолётов:а — обдув закрылков снизу;б — обдув крыла сверху;1 — двигатель;2 — закрылок.

Рис. 2. Отклоняющие устройства самолётов.


Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1998.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "управление вектором тяги" в других словарях:

  • Управление вектором тяги — отклонение реактивной струи ТРД или струи, образуемой при вращении винта ТВД от направления, соответствующего крейсерскому режиму полёта, для создания дополнительной подъёмной, управляющей или тормозящей силы. У. в. т. применяется для сокращения… …   Энциклопедия техники

  • Управление вектором тяги — Необходимо перенести в эту статью содержимое статьи Отклоняемый вектор тяги и поставить оттуда перенаправление. Вы можете помочь проекту, объединив статьи (cм. инструкцию по объединению). В случае необходимости обсуждения целесообразности… …   Википедия

  • Управление вектором тяги (УВТ) — двигателя средство повышения управляемости маневренных ЛА.В настоящее время управление вектором тяги обеспечивается, в основном, за счет поворота всего сопла или его части. centre|700px Рис.1:Схемы сопел с механическим УВТ: а) с отклонением… …   Википедия

  • управление вектором тяги — Рис. 1. Отклоняющие устройства двигателей. управление вектором тяги — отклонение реактивной струи ТРД или струи, образуемой при вращении винта ТВД от направления, соответствующего крейсерскому режиму полёта, для создания дополнительной… …   Энциклопедия «Авиация»

  • УПРАВЛЕНИЕ ВЕКТОРОМ ТЯГИ — в авиации состоит в использовании силовой установки ЛА (помимо её обычного назначения) для непосредств. создания осн. или дополнит. подъёмной, управляющей или тормозящей силы посредством отклонения направления тяги. Самолёты вертик. (короткого)… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Газодинамическое управление вектором тяги (ГУВТ) — …   Википедия

  • Газодинамическое управление вектором тяги — …   Википедия

  • Управление летательным аппаратом — формирование отклонений органов управления (ОУ) для требуемого изменения положения ЛА в пространстве или поддержания заданного его положения при действии различных возмущений. Управление траекторией движения центра масс ЛА осуществляется… …   Энциклопедия техники

  • управление летательным аппаратом — управление летательным аппаратом — формирование отклонений органов управления (ОУ) для требуемого изменения положения летательного аппарата в пространстве или поддержания заданного его положения при действии различных возмущений. Управление… …   Энциклопедия «Авиация»

  • управление летательным аппаратом — управление летательным аппаратом — формирование отклонений органов управления (ОУ) для требуемого изменения положения летательного аппарата в пространстве или поддержания заданного его положения при действии различных возмущений. Управление… …   Энциклопедия «Авиация»


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»