- счётчик ресурса
счётчик ресу́рса прибор, устройство или измерительная система, обеспечивающие определение количественной меры усталости, накопленной в конструкции при воздействии на неё переменных нагрузок. Главные элементы любого С. р.: измеритель изменяющегося во времени так называемые параметра нагружённости (или совокупности параметров), используемого в качестве фактора, определяющего накопление усталости; преобразователь, превращающий временную реализацию переменной нагружённости в меру усталости; накопитель-индикатор, фиксирующий накопленную меру усталости. Для оценки усталости конструкции летательного аппарата используются параметры нагружённости двух типов: совокупность параметров полёта (перегрузка в центре масс летательного аппарата, высота и скорость полёта, масса летательного аппарата, масса топлива и др.) и деформация конструкции. В первом случае измерителями служат бортовые осциллографические и магнитные статистические регистраторы, а также счётчики перегрузок, во втором различные датчики, устанавливаемые на конструкцию и деформирующиеся совместно с нею.
В преобразователях, как правило, используются вычислительные алгоритмы, составляемые на основе физических и математических моделей накопления усталости. Такая обработка проводится обычно на наземных устройствах. При этом для определения большинства параметров алгоритма используются результаты стендовых и лётных испытаний. Важные характеристики преобразователей оперативность и полнота обработки поступающей информации могут быть надёжно обеспечены при выполнении такой обработки непосредственно на борту летательного аппарата. Поэтому наиболее рациональными являются бортовые счётчики, в которых в качестве параметра нагружённости используется деформация конструкции, преобразуемая в меру усталости с помощью бортовой микро-ЭВМ. Такие С. р. разрабатывались в СССР и США. В некоторых С. р. функции преобразователя и накопителя совмещены в датчике деформации (чувствительном элементе). В частности, в С. р., созданных в СССР и США, мера усталости конструкции связана с накопленным при воздействии переменных деформаций изменением электрической проводимости датчика; в С. р., разработанных в ФРГ, с изменением отражательной способности поверхности датчика; в испытываемых отечественных С. р., с числом последовательно разрушившихся за время наблюдения микрообразцов (чувствительных элементов), деформировавшихся совместно с конструкцией. В 7080-е гг. в связи с расширением использования вычислительной техники, совершенствованием технических средств, перспективой назначения ресурса конструкции для каждого экземпляра летательного аппарата (то есть индивидуального ресурса) значение применения С. р. существенно возросло.
В. Л. Райхер.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.