противообледенительная система

противообледенительная система
Тепловые противообледенительные системы:а — воздушно-тепловые на крыле, оперении или воздухозаборнике;б — электротепловые на воздушных винтах;1 — обшивка летательного аппарата;2 — стенка;3 — гофрированная поверхность;4 — лонжерон;5 — распределительная труба (коллектор);6 — лопасть несущего винта вертолёта;7 — поперечные секции нагревательных элементов;8 — продольные секции (преимущественно для лёгких вертолётов).

Рис. 1. Тепловые противообледенительные системы.

противообледени́тельная систе́ма (ПОС) — предназначается для защиты летательного аппарата от обледенения. Обычно выполняется защита лобовых частей несущих поверхностей летательного аппарата, воздухозаборников силовых установок, воздушных винтов, остекления, приёмников воздушного давлений. По принципу действия ПОС подразделяются на тепловые, механические, физико-химические и комбинированные.

Тепловые ПОС (рис. 1) могут быть непрерывного действия (предотвращают льдообразование на защищаемой поверхности) и периодического, или циклического, действия. Последние периодически удаляют лёд, образующийся на секциях противообледенителя, на которые разделяется защищаемая поверхность с целью сокращения одновременно потребляемой энергии (лёд подплавляется и затем сдувается потоком воздуха или сбрасывается центробежной силой с вращающихся частей). В зависимости от источника нагрева различают электротепловые, воздушно-тепловые и жидкостно-тепловые ПОС.

Механические ПОС удаляют образующийся лёд обычно путём деформации поверхности, например, с помощью эластичных накладок с камерами, которые поочерёдно раздуваются сжатым воздухом (пневматические ПОС), или в результате взаимодействия электромагнитного поля индукторов, расположенных под обшивкой, с наведённым в обшивке полем.

В физико-химических ПОС применяются жидкости, образующие с водой незамерзающие смеси и растворяющие лёд, либо покрытия, которые при взаимодействии со льдом растворяют прилегающий его слой; эффективность их ограничена.

В комбинированных ПОС используются различные принципы действия (например, на лобовом стекле устанавливается механическая щётка, действующая одновременно с тепловой или физико-химической ПОС).

Наиболее распространены тепловые ПОС, являющиеся самыми энергоёмкими. Наименее энергоёмки электроимпульсные ПОС, но они плохо удаляют лёд небольшой толщины, поэтому устанавливаются в случаях, когда такое льдообразование допустимо, имеется упруго-деформируемая обшивка и можно разместить под ней индукторы. Пневматические ПОС применяются на некоторых дозвуковых лёгких и средних самолётах. Для защиты различных элементов одного и того же летательного аппарата могут использоваться ПОС различных типов, выбор их зависит от располагаемых источников энергии, их размещения, конструкции защищаемого элемента и т. п. (рис. 2).

ПОС могут включаться либо вручную, либо автоматически от сигнализатора обледенения. Сигнализатор состоит из датчика (реагирует на образующийся на нём лёд либо на наличие в потоке воздуха переохлаждённой воды), преобразователя и индикатора (лампочка, табло). Для повышения эффективности применяются автоматические системы управления работой ПОС в зависимости от условий обледенения.

Литература:
Трунов О. К., Обледенение самолётов и средства борьбы с ним, М., 1965;
Летные испытания систем жизнеобеспечения и защиты бортового оборудования от внешних воздействий, под ред. Ю. А. Нагаева, М., 1985.

Р. X. Тенишев.

Размещение противообледенительных систем на самолёте:1 — электротепловая система для обогрева лобовых стёкол;2 — электротепловая система для обогрева приёмника воздушных давлений;3 — противообледенитель непрерывного действия на крыле (впереди двигателей);4 — электротепловая или электроимпульсная система на больших поверхностях;5 — воздушно-тепловая система воздухозаборников и входных элементов двигателя;6 — противообледенительная система хвостового оперения.

Рис. 2. Размещение противообледенительных систем на самолёте.


Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1998.

Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "противообледенительная система" в других словарях:

  • Противообледенительная система — (ПОС) летательного аппарата предназначена для удаления нарастающего в полёте льда, утяжеляющего летательный аппарат и ухудшающего обтекаемость. Типы ПОС Электротепловая заложенные под обшивкой ЛА и в передней кромке воздушных винтов… …   Википедия

  • противообледенительная система — Система тепловой защиты антенны, которая служит для искусственного подогрева зеркала и облучающей системы с помощью электронагревателей, монтируемых на задней поверхности антенного зеркала. Цель такой защиты улучшить поляризационные и другие… …   Справочник технического переводчика

  • Противообледенительная система — (ПОС) предназначается для защиты летательного аппарата от обледенения. Обычно выполняется защита лобовых частей несущих поверхностей летательного аппарата, воздухозаборников силовых установок, воздушных винтов, остекления, приёмников воздушного… …   Энциклопедия техники

  • противообледенительная система — Рис. 1. Тепловые противообледенительные системы. противообледенительная система (ПОС) — предназначается для защиты летательного аппарата от обледенения. Обычно выполняется защита лобовых частей несущих поверхностей летательного аппарата,… …   Энциклопедия «Авиация»

  • противообледенительная система — Рис. 1. Тепловые противообледенительные системы. противообледенительная система (ПОС) — предназначается для защиты летательного аппарата от обледенения. Обычно выполняется защита лобовых частей несущих поверхностей летательного аппарата,… …   Энциклопедия «Авиация»

  • противообледенительная система — Рис. 1. Тепловые противообледенительные системы. противообледенительная система (ПОС) — предназначается для защиты летательного аппарата от обледенения. Обычно выполняется защита лобовых частей несущих поверхностей летательного аппарата,… …   Энциклопедия «Авиация»

  • ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА — летательного аппарата предназначена для зашты ЯА т обледенения. Чаще всего выполняется защита лобовых частей несущих поверхностей ЛА, воздухозаборников силовых установок, возд. винтов, остекления. Различают тепловые, механич., физико хим. и… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • противообледенительная система неполного испарения — Ндп. влажная противообледенительная система Противообледенительная система самолета (вертолета), при определенных условиях испаряющая не всю улавливаемую воду с поверхности самолета (вертолета). [ГОСТ 21508 76] Недопустимые, нерекомендуемые… …   Справочник технического переводчика

  • противообледенительная система полного испарения — Ндп. сухая противообледенительная система Противообледенительная система самолета (вертолета), обеспечивающая полное испарение уловленной воды с поверхности самолета (вертолета) во всем диапазоне расчетных условий. [ГОСТ 21508 76] Недопустимые,… …   Справочник технического переводчика

  • противообледенительная система постоянного действия — Противообледенительная система, во включенном состоянии не допускающая образование льда на защищаемой поверхности самолета (вертолета). [ГОСТ 21508 76] Тематики защита от обледенения …   Справочник технического переводчика


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»