- планёр
Рис. 1. Стеклопластиковый планёр ЛАК-12.
планёр (франц. planeur, от planer парить) 1) безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха с неподвижной несущей поверхностью крылом для создания аэродинамической подъёмной силы. В свободном полёте П. летит со снижением (планирует) по наклонной траектории под действием собственно веса. Горизонтальный полёт или полёт с набором высоты называется парением и осуществляется благодаря использованию энергии восходящих потоков воздуха (см. Парение планёра).
По назначению П. подразделяются на спортивные (рис. 1), экспериментальные (рис. 2) и транспортно-десантные. Спортивные П. могут быть одно- и двухместными, стандартного (размах крыла до 15 м), открытого (без ограничений) и клубного классов. В зависимости от назначения различают учебные (рис. 3), пилотажные, тренировочные и рекордные П. Аэродинамическая компоновка П. (подобно самолётной) может быть различной (моноплан, биплан, «летающее крыло», бесхвостка и т. п.). Существуют также так называемые балансирные П. (управление осуществляется перемещением тела пилота, см. также статью Дельтаплан).
Для взлёта и посадки П. оборудуется лыжным или колёсным шасси (у рекордных П. убираемым). Для взлёта П. используют резиновые амортизаторы, наземные мотолебёдки, автомобили, а также самолёты (наиболее распространённый способ). Балансирные и сверхлёгкие П. взлетают после разбега пилота с возвышенности. Существуют мотопланёры, для автономного старта которых применяются маломощные поршневые или реактивные двигатели (рис. 4). Для изготовления П. используется дерево, дуралюмин, стеклопластики и углепластики. Спортивные П. строят в основном из пластиков. Основные характеристики некоторых спортивных П. приведены в таблице.
Историческая справка. Создание П. и осуществление управляемых полётов на них предшествовали первым удачным полётам самолёта. Эксперименты с П. проводил Дж. Кейли в 18091853, опытные полёты на змеях-П. на расстояние до 30 м были осуществлены французским моряком Ж. М. Ле Бри в 18571868 и А. Ф. Можайским в 1876. Важное значение для развития авиации имели полёты на планёрах О. Лилиенталя, построившего ряд удачных П. балансирного типа. Большой вклад в совершенствование конструкции П. внесли П. Пилчер (Великобритания) и О. Шанют (США). Братья О. и У. Райт, снабдив несколько увеличенную копию своего удачно летавшего П. аэродинамическими рулями и лёгким двигателем, получили самолёт, на котором совершили первый полёт в 1903. В дореволюционной России конструкции П. разрабатывали Н. Е. Жуковский, А. В. Шиуков, С. П. Добровольский.
Широкий размах планёростроение получило в СССР в 2030-х гг. Лучшие П. в этот период были созданы конструкторами О. К. Антоновым, К. К. Арцеуловым, В. К. Грибовским, Г. Ф. Грошевым, В. И. Емельяновым, С. В. Ильюшиным, С. П. Королёвым, В. С. Пышновым, М. К. Тихонравовым, Б. Н. Шереметевым, А. С. Яковлевым и др. П. И. Гроховскому принадлежит идея использования П. для десантных целей. В 1932 был построен первый в мире 18-местный десантный П. «Яков Алкснис» конструкции Б. Д. Урлапова. В опытном конструкторском бюро Гроховского в 1935 был построен надувной резиновый одноместный П. Во время Великой Отечественной войны для десантирования и для снабжения партизан применялись П. А-7 конструкции Антонова, Гр-29 Грибовского, КЦ-20 Д. Н. Колесникова и П. В. Цыбина. В 1942 Антоновым был разработан П. КТ («Крылья танка») для транспортировки лёгких танков. Во время 2-й мировой войны в США, Великобритании, Германии и Японии также использовались десантные многоместные П. После войны десантные П. строились и были на вооружении во многих странах (в СССР Ил-32, Як-14, Ц-25). С появлением тяжёлых транспортных самолётов и вертолётов десантные П. утратили свою роль.
В 6070-х гг. широкое использование ламинарных профилей крыла и появление новых полимерных материалов позволило резко улучшить летно-технические данные спортивных П. (конструкций Антонова, Б. О. Карвялиса, Б. И. Ошкиниса). Первый в СССР стеклопластиковый П. БК-7 был создан Карвялисом в 1972.
2) Конструкция летательного аппарата (без двигателей, оборудования, вооружения).
Литература:
Шереметев Б. Н., Планёры, М., 1959;
Костенко И. К., Сидоров О. А., Шереметев Б. Н., Зарубежные планёры, М., 1959;
Замятин Б. М., Планёры и планеризм, М., 1974;
Красильников А. П., Планёры СССР, М., 1991.А. А. Бадягин, Ю. В. Макаров.
Таблица. Характеристики одноместных спортивных планёров.
Планёр Страна, год создания Размах крыла, м Площадь крыла, м2 Удлинение крыла Взлётная масса, кг Масса пустого планёра, кг Максимальное аэродинамическое качество (Kmax) Скорость полета при Kmax, км/ч ЛАК-12 «Литва» СССР, 1979 20,42 14,63 28,5 650 340 48 113 SZD-42 «Янтарь-2» Польша, 1976 20,5 14,24 29,2 450 250 48 90 «Нимбус-3D» ФРГ, 1986 24,6 16,85 36,0 750 400 57 125 JP-15/38 «Кармам» Франция, 1979 15,0 11,0 20,6 420 210 38 100 MG-3-15L «Кондор» Италия, 1979 15,0 11,25 20,0 510 340 42 115 SCHEMPP-NIRTH «VENTUS» ФРГ, 1987 15.0 9,49 23,6 430 215 44 95
Рис. 2. Экспериментальный планёр-бесхвостка «Дископлан II».
Рис. 3. Планёр первоначального обучения ЛАК-14.
Рис. 4. Мотопланёр МАК-15 МП.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.