напряжённо-деформированное состояние


напряжённо-деформированное состояние
Модель расчёта напряжённо-деформированного состояния крыла малого удлинения.

Рис. 1. Модель расчёта напряжённо-деформированного состояния крыла малого удлинения.

напряжённо-деформи́рованное состоя́ние (НДС) конструкции — совокупность внутренних напряжений и деформаций, возникающих при действии на неё внешних нагрузок, температурных полей и других факторов. НДС определяется расчётными и экспериментальными методами в виде распределения напряжений, деформаций и перемещений в конструкции и является основанием для оценки статической прочности и ресурса авиационных конструкций на всех этапах жизненного цикла летательного аппарата. При расчётах НДС определенным образом идеализируется расчётная схема (см. Строительная механика, Конструктивно-силовая схема). С внедрением современных универсальных численных методов расчёта сложная авиационная конструкция может рассматриваться как совокупность простых механических элементов (балок, пластин, стержней и пр.). В одной из возможных схем расчёта НДС крыла малого удлинения (рис. 1) стенки лонжеронов (л — л), стенки нервюр (н — н) и обшивка (о — о) моделируются плоскими четырёхугольными элементами, воспринимающими плоское напряжённое состояние, пояса лонжеронов и нервюр (п — п) моделируются стержнями. Различают общее и местное НДС. Общее НДС определяется в силовых элементах конструкции без учёта концентрации напряжений, вызванных местными конструктивно-технологическими особенностями (отверстиями, выточками и пр.). Местное НДС определяется вблизи концентратора напряжений с учётом вида концентратора и приложенной нагрузки. При расчётном методе исследования местного НДС вид нагрузки может быть определён из предшествующего расчёта общего НДС. Например, в расчётной схеме плоского кольцевого шпангоута (рис. 2, а) к общему НДС относятся прогиб упругой линии шпангоута f (рис. 2, б) и нормальное напряжение в наружном волокне верхнего пояса лонжерона σ0; к местному НДС — распределение напряжений σм (рис. 2, в) по сечению С—С отверстия, расположенного в элементе шпангоута А—А, В—В.

В случае линейной упругости материала и малости перемещений (при линейном НДС) расчёт конструкции можно производить на единичные случаи нагружения. Например, НДС фюзеляжа рассчитывается отдельно при действии единичных значений силы p и изгибающего момента m, приложенных к оперению самолёта. НДС различных случаев совместного нагружения определяется сложением результатов расчётов НДС на единичные случаи нагружения с коэффициентами Kp и Km (суперпозиция результатов расчётов): P = Kpp; M = Kmm.

При нелинейном НДС суперпозиция недопустима. Например, при расчёте несущей способности поперечного сечения фюзеляжа самолёта учитываются нелинейные эффекты — пластичность материала и потери устойчивости элементов конструкции. Результаты расчёта НДС должны подтверждаться экспериментально (см. Тензометрия).

Литература:
Филин А. П., Прикладная механика твердого деформируемого тела, т. 1, М., 1975.

В. Ф. Воробьев.

Расчётная схема плоского кольцевого шпангоута с радиусом упругой линии R и приложенными силами P (а) и результаты общего (б) и местного (в) напряжённо-деформированного состояния.

Рис. 2. Расчётная схема плоского кольцевого шпангоута.


Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1998.

Смотреть что такое "напряжённо-деформированное состояние" в других словарях:

  • напряжённо-деформированное состояние — Рис. 1. Модель расчёта напряжённо деформированного состояния крыла малого удлинения. напряжённо деформированное состояние (НДС) конструкции — совокупность внутренних напряжений и деформаций, возникающих при действии на неё внешних нагрузок,… …   Энциклопедия «Авиация»

  • напряжённо-деформированное состояние — Рис. 1. Модель расчёта напряжённо деформированного состояния крыла малого удлинения. напряжённо деформированное состояние (НДС) конструкции — совокупность внутренних напряжений и деформаций, возникающих при действии на неё внешних нагрузок,… …   Энциклопедия «Авиация»

  • напряжённо-деформированное состояние — Рис. 1. Модель расчёта напряжённо деформированного состояния крыла малого удлинения. напряжённо деформированное состояние (НДС) конструкции — совокупность внутренних напряжений и деформаций, возникающих при действии на неё внешних нагрузок,… …   Энциклопедия «Авиация»

  • СОПРОТИВЛЕНИЕ СЛОЖНОЕ — напряжённо деформированное состояние бруса, при котором в различных сочетаниях одновременно возникают продольные, поперечные, изгибные и крутильные деформации (Болгарский язык; Български) сложно съпротивление (Чешский язык; Čeština) složené… …   Строительный словарь

  • Горное давление —         (a. rock pressure; н. Gebirgsdruck; ф. pression des terrains; и. presion del terreno) напряжения, возникающие в массиве г. п., вблизи стенок выработок, скважин, в целиках, на поверхностях контакта порода крепь в результате действия гл.… …   Геологическая энциклопедия

  • Васильев, Валерий Витальевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Васильев. В Википедии есть статьи о других людях с именем Васильев, Валерий. Валерий Витальевич Васильев Дата рождения: 14 июня 1938(1938 06 14) (74 года) Место рождения …   Википедия

  • Козин, Виктор Михайлович — Виктор Михайлович Козин Дата рождения: 22 февраля 1953(1953 02 22) (59 лет) Место рождения: Сита, Хабаровский край, РСФСР Страна …   Википедия

  • СТО 17230282.27.100.005-2008: Основные элементы котлов, турбин и трубопроводов ТЭС. Контроль состояния металла. Нормы и требования — Терминология СТО 17230282.27.100.005 2008: Основные элементы котлов, турбин и трубопроводов ТЭС. Контроль состояния металла. Нормы и требования: 2c = l1 + l2 + t Определения термина из разных документов: c 3.1 авария : Разрушение сооружений и… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Механика разрушения — раздел механики, в котором изучаются, используемые в летательных аппаратах конструкционные материалы и их способность сопротивляться разрушению под действием внешних сил при наличии усталостных трещин и различных технологических и… …   Энциклопедия техники

  • механика разрушения — механика разрушения — раздел механики, в котором изучаются, используемые в летательных аппаратах конструкционные материалы и их способность сопротивляться разрушению под действием внешних сил при наличии усталостных трещин и различных… …   Энциклопедия «Авиация»


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.