- мускулолёт
Рис. 1. Мускулолёт С. Ченчиковского с тянущим винтом.
мускулолёт летательный аппарат, приводимый в действие мускульной энергией пилота. Известны М., выполненные в виде самолёта, вертолёта, и М. с машущим крылом (см. Махолёт). Наиболее распространены М., построенные по самолётной схеме с воздушным винтом, приводимым в движение ногами (иногда дополнительно руками) пилота. Мощность, развиваемая тренированным человеком, изменяется от 1 кВт в первую секунду до 0,20,4 кВт после 2030 мин работы. Поэтому летательный аппарат для мускульного полёта должен обладать высоким аэродинамическим качеством (более 30) при взлётной массе не более 100120 кг. Такое аэродинамическое качество пока не может обеспечить М.-вертолёт и М. с машущим крылом.
В СССР строились М. всех типов. В 1935 М. самолётной схемы с педальным приводом тянущего винта был создан С. Ченчиковским в Новочеркасском индустриальном институте (рис. 1). Несколько М. с машущим крылом в довоенное время были построены Б. И. Черановским (БИЧ-18, в 1937 наиболее совершенный из них). В 5070-е гг. М.-махолёты строили М. Г. Ляхов, С. А. Топтыгин и другие конструкторы.
Стимулированию работ по созданию М. за рубежом способствовало учреждение в 1959 английским промышленником Кремером премии размером в 5 тысяч фунтов стерлингов (увеличенной в 1977 до 50 тысяч фунтов стерлингов) за облёт с помощью М. на высоте 3 м двух контрольных точек, расстояние между которыми 805 м. В 1977 был учрежден приз в 100 тысяч фунтов стерлингов за перелёт на М. через пролив Ла-Манш. Благодаря этому начиная с 1960 повысился интерес к проблеме М. и резко возросло число М., построенных за рубежом. Все зарубежные М. были выполнены по самолётной схеме. Наиболее удачные из них: «Юпитер» (Великобритания, 1977, полёт на расстояние 1071 м), «Сторк-1» (Япония, 1976, полёт на 2024 м; см. рис. 2). Масса этих М. (без пилота) 4080 кг, размах крыла 2140 м. В 1979 Б. Аллен на М. «Госсамер альбатрос» конструкции Пола Мак-Криди (США) перелетел через пролив Па-де-Кале. Масса этого М. 31,8 кг, взлётная масса 97,5 кг, размах крыла 28,65 м, скорость 19,3 км/ч. В 1988 на М. «Дедал» совершён перелёт с о. Крит на о. Санторин (119 км за 3 ч 54 мин). Размах крыла этого М. 34,14 м, масса 31,75 кг, средняя потребляемая мощность около 0,2 кВт.
Литература:
Тихонравов М. К., Полет птиц и машины с машущими крыльями, 2 изд., М., 1949;
Reay D. A., The history of man-powered flight, Oxf.N. Y., 1977.А. А. Бадягин, Ю. В. Макаров.
Рис. 2. Мускулолёт «Сторк-1».
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.