- лопасть винта
Рис. 1. Схема лопасти винта и её основные геометрические характеристики.
ло́пасть винта́ основная рабочая часть воздушного винта, с помощью которой при вращении создаётся положительная или отрицательная тяга. Л. в. имеет профилированную часть, называемую пером, комель (цилиндрический участок комлевой части Л. в.) и прикомлевую часть переход от пера к комлю. Основные геометрические характеристики Л. в. показаны на рис. 1, их зависимости от относительного радиуса f на рис. 2. Выбор геометрических характеристик определяется назначением винта, условиями его работы, требованиями аэродинамики, прочности, крутильной и изгибной жёсткости, а в отдельных случаях и технологией изготовления. По форме в плане Л. в. может быть эллиптической, прямоугольной, трапециевидной, с прямой или изогнутой осью. В последнем случае Л. в. называется саблевидной, применяется для уменьшения волновых потерь при больших скоростях полёта и снижения уровня шума. По конструкции Л. в. бывают пустотелыми (лонжеронные и безлонжеронные) и сплошными, могут изготовляться из дерева, дуралюмина, стали и композиционных материалов. Поверхности Л. в. защищаются от внешних воздействий различными покрытиями (оксидные и полимерные плёнки, лаки, краски). С целью предотвращения льдообразования передняя кромка Л. в. на 3040% по длине и 1520% по ширине защищается противообледенительными устройствами (см. Противообледенительная система).
См. также статью Несущий винт.
Ю. Л. Сухоросов.
Рис. 2. Зависимости характеристик лопасти винта от относительного радиуса сечения.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.