- летающая платформа
Привязная летающая платформа с наземным комплексом.
лета́ющая платфо́рма бескрылый вертикально взлетающий аппарат, у которого подъёмная сила создаётся воздушными винтами самолётного типа с большой нагрузкой на ометаемую поверхность или реактивным двигателем. Лётчик на таком аппарате располагается обычно стоя на платформе и держится за колонку управления с ручками мотоциклетного типа. Движение аппарата вперёд (и в любую сторону) осуществляется под действием горизонтальной составляющей тяги, создаваемой при наклоне аппарата лётчиком. Л. п. предназначаются для преодоления различных препятствий и имеют небольшую дальность полёта.
В середине 1950-х гг. фирмой «Хиллер» (США) были созданы Л. п. типа турболёт и Л. п. с соосным несущим винтом в кольцевом канале. Создавались также летательные аппараты, имеющие несколько винтов в кольцевых каналах. В 19581964 испытаниями таких аппаратов, названных «летающий автомобиль», занималась фирма «Пясецкий» (США). В дальнейшем пилотируемые Л. п. развития не получили из-за сложности обеспечения удовлетворительной устойчивости в полёте и большой потребной мощности. Продолжались работы по созданию опытных образцов беспилотных платформ, предназначенных для подъёма на высоту различной разведывательной аппаратуры (радиолокационных станций, фотоаппаратов и др.).
Различают беспилотные платформы свободного полёта, когда они управляются по радио, и привязные управляемые по кабелю, связывающему платформу с взлётно-посадочным устройством (см. рис.). Взлётно-посадочные устройства Л. п. располагаются на колёсном или гусеничном шасси, которое служит одновременно для них и транспортировочным средством.
Сочинения:
Ружицкий Е. И., Безаэродромная авиация, М., 1959.В. А. Касьяников.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.