- катапультирование
Схема катапультирования.
катапульти́рование процесс выбрасывания, принудительного направленного отделения от летательного аппарата (обычно выстреливания) катапультного кресла или кабины отделяемой с целью аварийного покидания летательного аппарата членами его экипажа. При этом отделяемой части или креслу придаётся скорость в направлении, отличном от направления полёта (обычно под углом 1530° к вертикальной оси летательного аппарата, см. рис.). Источниками энергии при К. являются телескопический стреляющий механизм с пиропатроном, ракетный двигатель твёрдого топлива (твердотопливный ракетный двигатель) или их сочетание. В последнем случае ракетный двигатель твёрдого топлива (твердотопливный ракетный двигатель) включается в момент отделения кресла от летательного аппарата и корректирует его траекторию относительно летательного аппарата и земли (при К. на малой высоте).
Осиновные силы, воздействующие на человека при К., перегрузки от срабатывания стреляющего механизма и скоростного напора воздуха при выходе лётчика с креслом из кабины летательного аппарата. При воздействии перегрузки вследствие прохождения по телу ударной волны деформируются тканевые структуры организма, которые после окончания действия перегрузки обычно восстанавливаются. Основные нагрузки воспринимаются костной тканью и суставно-связочнным аппаратом тела. Нарушение кровообращения, как это наблюдается при воздействии длительных перегрузок, при К. не происходит. Во избежание травм катапультные кресла снабжаются приспособлениями для фиксации тела человека в оптимальном положении.
Устойчивость организма к воздействию перегрузок определяется их значениями, продолжительностью действия, скоростью нарастания, направлением по отношению к осям тела. Так, человек в катапультном кресле выдерживает двадцатикратную перегрузку в направлении «головатаз» при её нарастании за 0,050,1 с и времени действия 0,20,4 с; в обратном направлении только десятикратную перегрузку. Наибольшая выносливость организма к восприятию перегрузок наблюдается в направлении «грудь спина». В этом случае оказывается переносимой даже сорокакратная перегрузка, нарастающая за 0,04 с. Для обеспечения безопасности К. проводится специальная наземная подготовка лётчиков: отрабатываются правильная поза при К., фиксация тела привязными ремнями, навыки предварительных и исполнительных движений и т. п.
В сочетании с катапультными креслами для защиты от декомпрессии, низких температур и других неблагоприятных факторов применяется высотное снаряжение. Важным условием безопасного К., особенно на больших скоростях и высотах полёта, является обеспечение стабилизации кресла (кабины). В качестве элементов стабилизации используют парашюты небольшого диаметра, выдвижные штанги, кили, щитки и другие устройства.
К. как способ аварийного покидания летательного аппарата впервые был применён на некоторых немецких самолётах во время Второй мировой войны, так как рост скоростей и высот полёта сделал трудным покидание самолёта «через борт» с парашютом. В дальнейшем этот способ был усовершенствован и внедрён в широких масштабах благодаря исследованиям, выполненным в СССР, Великобритании, США. К. является наиболее распространённым и эффективным способом спасения экипажа военных самолётов.
Литература:
Стасевич Р. А., Исаков П. К., Скорости, ускорения, перегрузки, М., 1956;
Современные средства аварийного покидания самолёта, М., 1961;
Теория и практика авиационной медицины, 2 изд., М., 1975.П. К. Исаков, Е. П. Голубков.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.