- «Дженерал Электрик»
Турбореактивный двухконтурный двигатель CF6.
«Дже́нерал Эле́ктрик» (General Electric Company) фирма США, выпускающая электронное, электротехническое оборудование и авиадвигатели. Основана в 1882. В 1918 был создан авиационный турбонагнетатель, в годы 2-й мировой войны велось массовое производство турбонагнетателей для поршневых двигателей истребителей и бомбардировщиков. Программы разработки авиационных газотурбинных двигателей начались в 1941 с освоения производства ТРД 1-А английской конструкции для первого американского реактивного истребителя Белл ХР-59А. Фирмой был создан и испытан первый американский турбовинтовой двигатель TG-100, велись работы по авиационной ядерной силовой установке. В 1952 началась разработка турбореактивного двигателя с форсажной камерой J79 для сверхзвуковых самолётов (к 1986 выпущено 17 200 с учётом производства в других странах). Выпускает газотурбинные двигатели для истребителей, бомбардировщиков, военно-транспортных и пассажирских самолётов (в том числе широкофюзеляжных) и вертолётов. К основным программам конца 80-х гг. относятся: производство турбореактивных двухконтурных двигателей с форсажной камерой F101, F110, F404, турбореактивного двигателя с форсажной камерой J79 и J85, турбореактивных двухконтурных двигателей TF34, и TF39, турбовинтовых и турбовальных газотурбинных двигателей T58, T64 и T700 для военных летательных аппаратов и турбореактивного двухконтурного двигателя CFM56 (с фирмой «СНЕКМА»), CF6 (см. рис.), CF34, CF700, турбовинтовых и газотурбинных двигателей СТ7 и СТ58 для пассажирских и административных самолётов и вертолётов; разработка турбовинтовентиляторного двигателя GE36 UDF (лётные испытания с 1986) и турбореактивного двухконтурного двигателя с форсажной камерой GE37 для американского истребителя ATF 90-х гг. (стендовые испытания с 1987). Основные данные некоторых двигателей фирмы приведены в таблице.
Таблица. Двигатели фирмы «Дженерал электрик».
Основные данные F101-GE-102
(ТРДДФ)F404-GE-400
(ТРДДФ)TF34-GE-400A
(ТРДД)T700-GE-700
(ГТД)CF6-80C2
(ТРДД)CF6-50C2
(ТРДД)Тяга, кН 133 71,2 41,3 249 234 Мощность, кВт 1130 Масса, кг 2000 970 670 188 4050 3060 Диаметр, м 1,4 0,885 1,32 0,584 2,827 2,675 Удельный расход топлива: на взлетном режиме кг/(Н×ч) 0,2 0,037 0,033 г/(кВт×ч) 285 на крейсерском режиме кг/(Н×ч) 0,06 0,064 Расход воздуха, кг/с 159 63,5 153 4,5 780 670 Степень повышения давления 26,5 25 21 17 29.4 30,4 Степень двухконтурности 2 0,34 6,2 5,2 4,31 Температура газа перед турбиной, К 1600-1656 1498 1473 1528 1620 Применение (летательные аппараты) Бомбардировщик Рокуэлл B-1B Истребитель Макдокнелл-Дуглас P-18 Самолёт ПЛО
Локхид S-3AВертолёты
Сикорский UH-60A и Хьюз AH-64Пассажирские самолёты
Эрбас индастри A310 и A300600, Боинг 747 и 767, Макдоннелл-Дуглас MD-11Пассажирские самолёты
Макдоннелл-Дуглас DC-10-30,
Эрбас индастри A300B
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.