- элероны
Рис. 1. Элероны на крыле самолёта.
элеро́ны (франц. aileron, уменьшительное от aile крыло) аэродинамические органы управления движением крена. Э. представляют собой подвижные части крыла, располагаемые обычно в его концевых частях (рис. 1) и отклоняемые одновременно в противоположные стороны. Отклонение Э. в противоположные стороны приводит к тому, что приращения подъёмной силы на правой и левой половинах крыла направлены в противоположные стороны, в результате чего возникает аэродинамический момент, вращающий летательный аппарат в сторону поднятого Э. Эффективность Э. (см. Эффективность органов управления) зависит от их относительного размаха и хорды, угла стреловидности по оси вращения и при переходе от до- к сверхзвуковым скоростям уменьшается. На эффективность Э. существенное влияние оказывают упругие деформации крыла, которые нарастают с увеличением скоростного напора, и при достижении скоростного напора реверса Э. становятся неэффективными. Помимо эффективности важной характеристикой Э. является шарнирный момент, для уменьшения которого применяются различные виды компенсаций. Для увеличения подъёмной силы крыла на взлёте и посадке используют одновременное отклонение Э. на положительные углы (так называемые «зависающие» Э.).
По виду в поперечном сечении различают нормальные, щелевые и подвесные Э. (рис. 2). Конструкция Э. сходна с конструкцией крыла.
В. Г. Микеладзе.
Рис. 2. Нормальный, щелевой и подвесной элероны.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.