- удлинение
удлине́ние авиационных конструкций 1) У. крыла отношение квадрата размаха крыла l к площади крыла S: λ = l2/S; характеризует степень вытянутости крыла вдоль размаха. Для прямоугольных крыльев λ = l/b, где b хорда крыла. У. крыла один из основных геометрических параметров крыла, определяющих его аэродинамические характеристики. При малых дозвуковых скоростях полёта несущие свойства эллиптического крыла большого У. определяются соотношением cyα = 2πλ/(λ + 2) (см. Аэродинамические коэффициенты), а его индуктивное сопротивление Хi при заданном значении коэффициента подъёмной силы cy обратно пропорционально λ. Т. о., при увеличении λ несущие свойства крыла возрастают, а Xi уменьшается и соответственно растёт максимальное аэродинамическое качество. Однако удлинение крыла, как правило, ведёт к непропорциональному росту его массы из-за необходимости обеспечить надлежащие прочность и жёсткость крыла. У рекордных планёров значение λ достигает 40; у дозвуковых пассажирских самолётов 80-х гг. λ = 710 (например, у самолёта Ил-96-300 λ = 9,5).
При сверхзвуковых скоростях полёта более существенными оказываются другие геометрические параметры, и для сверхзвуковых самолётов рациональными являются крылья малого удлинения: λ = 1,52,5. Аналогично У. крыла определяются удлинения и других несущих поверхностей, например горизонтального оперения.
2) У. фюзеляжа отношение λф длины lф фюзеляжа к диаметру dэ. ф эквивалентного круга, площадь которого равна площади миделевого сечения Sм. ф фюзеляжа: λф = l/dэ. ф; dэ. ф = (4Sм. ф/π)1/2. В частном случае осесимметричного фюзеляжа диаметр эквивалентного круга совпадает с диаметром миделевого сечения. У. фюзеляжа является одним из геометрических параметров, определяющих его сопротивление аэродинамическое. Для фюзеляжей, носовые и хвостовые части которых представляют собой параболоиды вращения, при дозвуковых скоростях оптимальными будут λф≈34, при сверхзвуковых скоростях λф≈14. Для многорежимных самолётов, летающих в дозвуковых и сверхзвуковых диапазонах скоростей, обычно выбирают компромиссное значение У. фюзеляжа с учётом возможной продолжительности полёта на обоих режимах. На практике выбор У. фюзеляжа часто оказывается продиктованным особенностями применения самолёта.
Л. Е. Васильев.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.