- тяга винта
тя́га винта́ 1) Тяга воздушного винта (Т. в. в.) проекция действующей на винт аэродинамической силы на направление скорости ЛА. Т. в. в. P зависит от его диаметра D, числа k лопастей и их формы, угла установки лопастей, скорости полёта V, угловой скорости ω винта и вычисляется по формуле:
P = k∫[dYcos(β + Δβ)-dXsin(β + Δβ)]. Здесь dY подъёмная сила профиля лопасти в некотором сечении, dX сила аэродинамического сопротивления этого же профиля, β = arctg(V/ωr), r расстояние от оси вращения до рассматриваемого сечения, Δβ угол индуктивного скоса (см. ст. Воздушный винт и рис. 4 к ней); интеграл берётся по длине лопасти. В практических расчётах часто используется безразмерная Т. в. в. α = P/(ρn2D4), где ρ плотность воздуха, n число оборотов воздушного винта в 1 с. Тяга современных воздушных винтов достигает 150 кН.
2) Тяга несущего винта (Т. н. в.) проекция действующей на несущий винт аэродинамической силы на ось его вращения. Вычисление Т. н. в. T проводится в общем аналогично расчёту тяги воздушного винта. В практических расчётах часто пользуются безразмерной величиной cт/σ = 2T/ρ(ωR)2Fσ, где cт коэффициент тяги винта, R его радиус, F ометаемая площадь, σ заполнение несущего винта. Тяга современных несущих винтов превышает 500 кН. См. также Пропульсивная сила.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.