- трансмиссия вертолёта
Рис. 1. Схема трансмиссии двухвинтового вертолёта продольной схемы.
трансми́ссия вертолёта (от лат. transmission переход, передача) совокупность агрегатов и узлов для передачи мощности от двигателя (двигателей) к несущему винту (несущим винтам) и рулевому винту вертолёта. Различают следующие основные типы Т. в.: одновинтового вертолёта с рулевым винтом; соосного вертолёта; двухвинтового вертолёта продольной схемы (см. рис. 13); двухвинтового вертолёта поперечной схемы; многовинтового вертолёта.
Т. в. состоит, как правило, из следующих агрегатов и узлов: редукторов (главного, промежуточного, хвостового, объединительного и др.); трансмиссионных валов (соединительных и синхронизирующих), муфт этих валов и их подшипниковых опор; приводов и агрегатов, необходимых для работы различных систем вертолёта; муфт свободного хода и муфт сцепления; тормоза несущего винта; вентиляторной установки.
Редукторы предназначаются для преобразования высокой частоты вращения двигателей в низкую и создания больших крутящих моментов, необходимых для вращения винтов; для изменения направления оси вращения (например, горизонтальной оси вращения двигателя в вертикальную ось вращения несущего винта); для восприятия нагрузок, создаваемых несущими и рулевыми винтами и передачи их элементам конструкции фюзеляжа; для привода во вращение различных агрегатов, обслуживающих вертолёт. Некоторые типы редукторов могут выполнять все эти функции (например, главные редукторы), другие типы редукторов только отдельные функции (например, промежуточные и хвостовые редукторы).
Трансмиссионные валы служат для передачи вращения как от двигателя (двигателей) к редукторам, так и от редуктора к редуктору. В некоторых случаях трансмиссионные валы могут передавать вращение от главных редукторов к несущим винтам. К трансмиссионным валам относятся также валы, передающие вращение от редукторов к вентиляторным установкам или каким-либо другим агрегатам.
Коробки приводов агрегатов могут иногда располагаться непосредственно на картерах редукторов, а в некоторых случаях являются самостоятельным агрегатом, приводимым во вращение посредством специального трансмиссионного вала от какого-либо редуктора. Муфты сцепления предназначаются для соединения двигателя (двигателей) с Т. в. или отъединения его от неё. При установке на вертолёте ГТД со свободными турбинами (см. Турбовальный двигатель) муфты сцепления не требуются. Муфты свободного хода служат для автоматического отъединения двигателей от Т. в. при выходе из строя или остановке двигателя.
Тормоз несущего винта предназначается для фиксации винта во время стоянки вертолёта и в некоторых случаях для подтормаживания несущего винта, продолжающего вращаться после посадки вертолёта. Вентиляторная установка служит для охлаждения (посредством радиаторов) масла ректоров и в некоторых случаях масла двигателя. Конструкция Т. в. в значительной степени зависит не только от числа несущих винтов, но и от числа двигателей, установленных на вертолёте.
За рубежом часто под термином «трансмиссия» подразумевают только главные редукторы.
А. К. Котиков.
Рис. 2. Схема трансмиссии соосного вертолёта.
Рис. 3. Схема трансмиссии одновинтового вертолёта с рулевым винтом.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.