- страхование воздушное
страхова́ние возду́шное страхование от опасностей и случайностей, возникающих при использовании гражданской авиации. Цель С. в.: компенсировать владельцу (собственнику) воздушного судна материальные потери, являющиеся прямым следствием авиационных происшествий; гарантировать пассажирам, грузовладельцам и третьим лицам возмещение в возможно более полном объёме ущерба от причинённого вреда. Развитие С. в. объясняется опасным характером некоторых авиационных происшествий, высокой стоимостью современных транспортных самолётов, а также разными основаниями ответственности за ущерб, действующими в воздушном праве отдельных стран.
Юридическими и физическими лицами, заинтересованными в страховании от авиационных рисков (страхователями), являются авиатранспортные предприятия, другие владельцы (собственники) воздушных судов и аэропортов, органы управления воздушным движением, эксплуатанты (владельцы) спортивных аэроклубов, продуценты (изготовители) авиационной техники, организаторы демонстрационных выставок и показательных полётов и т. п. Практически единственная организационная форма страхования на воздушном транспорте коммерческое страхование. Операции по С. в. проводятся в обязательной или добровольной форме страховыми коммерческими предприятиями (страховщиками).
С. в. включает несколько видов имущественного и личного страхования, которые применяются самостоятельно или в определенном сочетании: страхование воздушного судна, авиагрузов, ответственности имущественной при воздушных перевозках и полётах, авиационного персонала и пассажиров воздушного транспорта от несчастных случаев и др. При страховании воздушного судна по типовым договорам (например, «авиакаско») его объектом являются воздушные суда различных типов; возмещение ущерба производится в случае гибели или повреждения воздушного судна. При страховании воздушных судов на условиях «с ответственностью за все риски» круг страховых рисков в принципе неограничен и обычно включает как риски «в полёте», «при рулении», так и «наземные». В этом случае возмещаются убытки, происшедшие по любой причине.
Страхование имущественной ответственности предусматривает обязательство страховщика при наступлении страхового случая возместить в пределах обусловленных в полисе лимитов все суммы, которые авиаперевозчик или иной владелец воздушного судна (страхователь) в силу закона, международной конвенции или договора перевозки должен выплатить.
В СССР развитие получили в первую очередь виды С. в., связанные с деятельностью воздушного транспорта. Государственному обязательному страхованию подлежали пассажиры, перевозимые на воздушных судах (за исключением пассажиров, провозимых в международных сообщениях). В обязательном порядке за счёт предприятий гражданской авиации производилось также страхование от несчастных случаев лётного состава и некоторых иных категорий авиаработников. Проводилось также страхование ответственности «Аэрофлота» перед иностранными пассажирами, грузовладельцами и третьими лицами при выполнении международных перевозок; страхование авиационной техники, поставлявшейся за границу (на время перегона техники иностранным заказчикам), страхование советской авиационной техники демонстрировавшейся, выполнявшей авиационные работы или участвовавшей в международных спортивных состязаниях за границей. Страховались советские самолёты, переданные в аренду зарубежным авиакомпаниям, если не было предусмотрено её страхование арендатором.
Литература:
Международное воздушное право, кн. 2, М., 1981.В. М. Сенчило.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.