- стоянка
Рис. 1. Основные типы стоянок летательных аппаратов.
стоя́нка летательных аппаратов специально подготовленная и оборудованная площадка на лётном поле аэродрома, предназначенная для размещения и обслуживания самолётов или вертолётов (рис. 13). С. бывают групповые или индивидуальные, открытые или защищённые. Размеры и планировка С. должны обеспечивать размещение расчётного числа летательных аппаратов, безопасность маневрирования их как на тяге собственных двигателей, так и с помощью буксировщиков, безопасный и удобный проезд и размещение спецавтотранспорта, передвижных средств технического обслуживания и перронной механизации, размещение и функционирование стационарного оборудования для технического обслуживания летательных аппаратов, возможность механизированной очистки от снега и удаления гололёда. С. оборудуют заземлительными устройствами от статического электричества и якорными креплениями. Для устранения обдува людей, оборудования и сооружений газовоздушными струями (при запуске и опробовании двигателей) на С. устанавливают струеотклоняюшие щиты. С. на военных аэродромах могут быть открытыми, с обвалованием (так называемые капониры) или закрытыми для защиты от поражения. С. выполняют обычно из тех же материалов, что и перрон, взлетно-посадочные полосы, рулёжные дорожки (см. Аэродромное покрытие).
По назначению различают С.: для хранения летательных аппаратов и их оперативного технического обслуживания, для мойки летательных аппаратов, для периодического обслуживания и доводки летательных аппаратов и др. На групповых С. летательные аппараты располагаются в один или два ряда (тупиковые с одной рулёжной дорожкой и прямоточные с двумя-тремя). Площадь С. для хранения и оперативных видов обслуживания, как правило, объединяется с перроном.
Литература:
Изыскания и проектирование аэродромов, М., 1981.А. П. Журавлев.
Рис. 2. Способы захода самолётов на стоянку.
Рис. 3. Схема двухрядной расстановки вертолётов.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.