система жизнеобеспечения


система жизнеобеспечения
Схема системы жизнеобеспечения лётчика:1 — исполнительная заслонка регулятора температуры воздуха;2 — фильтр воздуха;3 — автомат давления противоперегрузочного костюма;4 — линия вентиляции защитного снаряжения;5 — объединённый разъём коммуникаций;6 — самолётное переговорное устройство;7 — заслонка крана питания кабины;8 — теплозвукоизоляция кабины;9 — выпускной клапан;10 — автомат регулирования давления воздуха в кабине;11 — коллектор подачи воздуха;12 — остекление (фонарь) кабины;13 — кран питания кабины;14 — задатчик температуры;15 — катапультное кресло;16 — регулятор температуры воздуха;17 — вентиль;18 — редуктор;19 — кислородный прибор.

Схема системы жизнеобеспечения лётчика.

систе́ма жизнеобеспече́ния (СЖО) — комплекс технических средств (устройств, агрегатов и запасов веществ), обеспечивающих необходимые условия жизнедеятельности экипажа и пассажиров летательного аппарата в течение всего полёта. Поскольку организм человека сохраняет жизнедеятельность лишь в пределах небольших отклонений от нормальных наземных условий, то функция СЖО заключается в создании на любой высоте полёта летательного аппарата для экипажа и пассажиров условий жизнедеятельности и функционирования, близких к имеющимся на земле.

В задачу СЖО входит поддержание в кабинах требуемых значений давления, скорости изменения давления, температуры, влажности, скорости движения и расхода воздуха, парциального давления кислорода, углекислого и других газов; очистка воздуха от вредных примесей; защита экипажа и пассажиров от вредного воздействия шума, солнечной радиации и др. Эти задачи решаются с помощью ряда частных систем (подсистем) всего комплекса СЖО, обеспечивающих соответствующие стороны жизнедеятельности организма (газообмен, теплообмен) и условия для поддержания необходимой работоспособности.

СЖО могут быть коллективными (СЖО многоместных кабин экипажа, салонов пассажирских самолётов) и индивидуальными (СЖО отделяемых капсул, кабин одноместных летательных аппаратов; см. рис.). Одним из эффективных способов обеспечения работоспособности экипажей летательных аппаратов и необходимых жизненных условий для пассажиров гражданских самолётов является применение гермокабин с системами кондиционирования воздуха (СКВ).

Давление воздуха в кабинах пассажирских и транспортных самолётов должно поддерживаться не ниже 74,5 кПа. При этом предупреждается развитие высотной декомпрессионной болезни (см. Декомпрессия) и выраженной кислородной недостаточности. В кабинах боевых самолётов с продолжительностью полёта до 2 ч допускается минимальное давление около 36 кПа, а при длительности более 2 ч — 46,5—41,3 кПа. Такие параметры давления и времени его выдерживания достаточны для профилактики высотной декомпрессионной болезни, но требуют дополнительного кислородного обеспечения экипажа. Из-за низкой способности организма человека быстро выравнивать давление в полузамкнутых полостях (главным образом в полостях среднего уха и придаточных пазух носа) с изменяющимся внешним давлением существуют ограничения скорости повышения давления в кабине до 660 Па/с и скорости снижения до 1330 Па/с (при перевозке пассажиров эти параметры составляют соответственно 24 и 33 Па/с). Для исключения попадания вредных примесей из окружающей среды в кабину в ней всегда поддерживается небольшое избыточное давление.

В кабинах летательных аппаратов должна устанавливаться температура 20—25°C через 10—20 минут полёта. На непродолжительное время (10—20 мин) допускается понижение температуры в кабине до 5°C и повышение до 45°C. Перепад температуры воздуха в области головы и ног не должен превышать 5°C. Для улучшения гигиенических условий в кабине предусматриваются индивидуальные воздушно-душирующие устройства и вентиляторы, с помощью которых можно регулировать интенсивность подачи и направление потока вентиляционного воздуха на лицо и туловище. Кроме того, для создания комфортных условий используются подсистемы кондиционирования воздуха специального снаряжения экипажа, которые обеспечивают температуру подаваемого воздуха в пределах 10—80°C при его расходе от 250 до 450 л/мин. Скорость движения воздуха в кабине на рабочих местах экипажа не должна превышать 1,5 м/с, а в местах размещения пассажиров — 0,5 м/с. Необходимый температурный режим в кабинах летательного аппарата наряду с охлаждением и нагревом воздуха с помощью СКВ обеспечивается также применением теплоизоляции стенок кабины. В зависимости от назначения, скорости и высоты полёта для кабин летательных аппаратов применяют различные способы тепловой защиты (см. Теплоизоляционные материалы).

Относительная влажность воздуха в кабинах летательных аппаратов при полётах до 4 ч строго не регламентируется. В более длительных полётах оптимальное значение влажности воздуха составляет 40—60%. В целях улучшения микроклимата кабин летательного аппарата разрабатываются устройства для увлажнения и ионизации воздуха.

Системы наддува и кондиционирования воздуха кабины используются также для удаления продуктов жизнедеятельности и вредных примесей. Парциальное давление углекислого газа в кабине летательного аппарата не должно быть более 0,26—0,93 кПа, концентрация оксида углерода — 0,02 мг/л, паров топлива — 0,3 мг/л, продуктов термического разложения минеральных масел — 0,005 мг/л. Эффективное удаление вредных примесей из воздуха обеспечивается при кратности обмена воздуха в течение 1 ч не менее 5 в кабине экипажа и не менее 20 в пассажирском салоне.

Защита экипажа и пассажиров от внешнего шума осуществляется с помощью звукоизоляции стенок кабины. Для поглощения внутрикабинного шума, создаваемого главным образом движущимся по трубопроводам вентиляционным воздухом, применяются глушители. Уровень шумов в кабине летательного аппарата не должен превышать значений, устанавливаемых Нормами шума. Обычно допустимые уровни акустических шумов регламентируются медико-техническими требованиями на конкретный летательный аппарат и используемое экипажем защитное снаряжение.

Отдельные элементы СЖО и её подсистем (кабина, кресло, снаряжение и т. д.) служат также для защиты экипажа и пассажиров от вибраций. Для дополнительного питания кислородом экипажа и пассажиров применяется кислородное оборудование.

Для защиты членов экипажа летательного аппарата от воздействия неблагоприятных факторов наряду с бортовыми системами применяется носимое защитное снаряжение, например, высотно-компенсирующие и противоперегрузочные костюмы, защитные и герметичные шлемы, скафандры и т. д. (см. Высотное снаряжение).

Необходимость в технических средствах обеспечения жизнедеятельности экипажа существенно возрастает с увеличением продолжительности полёта. В длительных (многочасовых) полётах наряду с нерегенеративными подсистемами СЖО, предусматривающими наличие бортовых запасов кислорода, воздуха, воды и т. д., применяют подсистемы, основанные на регенерации этих веществ на борту летательного аппарата в полете.

Ю. А. Нагаев, И. Н. Черняков.


Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1998.

Смотреть что такое "система жизнеобеспечения" в других словарях:

  • Система жизнеобеспечения — в пилотируемых полётах космических аппаратов  группа устройств, которые позволяют человеку выживать в космосе и поддерживать жизнь экипажу корабля. Содержание 1 Общая информация …   Википедия

  • Система жизнеобеспечения — (СЖО) комплекс технических средств (устройств, агрегатов и запасов веществ), обеспечивающих необходимые условия жизнедеятельности экипажа и пассажиров летательного аппарата в течение всего полёта. Поскольку организм человека сохраняет… …   Энциклопедия техники

  • Система жизнеобеспечения — комплекс мероприятий, обеспечивающих необходимые энергетические, физиологические, эргонометрические и др. условия для автономного выживания и эффективной работы спасателей, сохранения жизни пострадавших;: технические средства мобильные лагеря,… …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • система жизнеобеспечения — совокупность технических средств, элементов системы управления и иных мер, которые при нарушениях электроснабжения от электрической сети общего назначения обеспечивают, в соответствии с требованиями настоящего регламента, безопасное для персонала …   Справочник технического переводчика

  • система жизнеобеспечения — Схема системы жизнеобеспечения лётчика. система жизнеобеспечения (СЖО) — комплекс технических средств (устройств …   Энциклопедия «Авиация»

  • система жизнеобеспечения — Схема системы жизнеобеспечения лётчика. система жизнеобеспечения (СЖО) — комплекс технических средств (устройств …   Энциклопедия «Авиация»

  • система жизнеобеспечения — Схема системы жизнеобеспечения лётчика. система жизнеобеспечения (СЖО) — комплекс технических средств (устройств …   Энциклопедия «Авиация»

  • система жизнеобеспечения — комплекс технических, физико химических и биологических средств, обеспечивающих создание и поддержание необходимых условий для жизнедеятельности человека (снабжение кислородом, водой, пищевыми веществами, удаление вредных продуктов обмена и др.)… …   Большой медицинский словарь

  • СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ — см. Жизнеобеспечение космонавтов …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Система жизнеобеспечения —    комплекс мероприятий, обеспечивающих необходимые энергетические, физиологические, эргонометрические и др. условия для автономного выживания и эффективной работы спасателей, сохранения жизни пострадавших, технические средства мобильные лагеря,… …   Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

Книги

Другие книги по запросу «система жизнеобеспечения» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.