- посадка
поса́дка этап полёта самолёта с высоты 15 м над уровнем торца взлётно-посадочной полосы до приземления и пробег по аэродрому до полной остановки. При определении потребной посадочной дистанции (расстояние от начала П. до окончания пробега) небольших самолётов местных воздушных линий Международная организация гражданской авиации допускает считать П. с высоты 9 м над уровнем взлетно-посадочной полосы. Воздушный участок П. является самым сложным и ответственным этапом полёта, поскольку возможности исправления ошибок лётчика или автоматических систем на П. уменьшаются по мере уменьшения высоты, весьма непродолжительный (610 с) воздушный участок П. включает несколько стадий: выравнивание, выдерживание, парашютирование, приземление.
Выравнивание обычно начинается на высоте 58 м и заканчивается переводом самолёта в режим выдерживания на высоте 0,51 м. В процессе выравнивания вертикальная скорость снижения по глиссаде плавно уменьшается практически до нуля. Выдерживание применяется для дальнейшего уменьшения высоты полёта с постепенным уменьшением скорости и увеличением угла атаки до значений, при которых становится возможным приземление и устойчивый пробег самолёта. При уменьшении подъёмной силы в конце участка выдерживания начинается парашютирование снижение с увеличивающейся вертикальной скоростью. Так как высота парашютирования мала, в момент приземления вертикальная скорость незначительна. В некоторых случаях для сокращения посадочной дистанции применяется посадка без выдерживания, а иногда и без полного выравнивания. На самолётах с носовым колесом приземление осуществляется на основные колеса, на самолётах с хвостовым колесом как правило, на все колёса (посадка на три точки). Приземление на колёса, расположенные впереди центра тяжести, может сопровождаться возникновением момента сил, увеличивающего угол атаки, а следовательно, и подъёмную силу. В этом случае наблюдается взмывание («козёл») резкое удаление самолёта от взлётно-посадочной полосы. Причиной взмывания может явиться чрезмерное взятие лётчиком ручки управления на себя в конце выравнивания и на выдерживании. Взмывание самолёта при П. явление нежелательное, поскольку оно увеличивает посадочную дистанцию и усложняет процесс выполнения П. В целях обеспечения надёжной П. используются автоматизированные системы захода на посадку и посадки (см. Автоматизация посадки).
Литература:
Висленев Б. В., Кузьменко Д. В., Теория авиации, 4 изд., М., 1939;
Котик М. Г., Динамика взлета и посадки самолётов, М., 1984.А. В. Климин.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.