пилотирование по приборам

пилотирование по приборам
Контрольно-пилотажный прибор.

Рис. 1. Контрольно-пилотажный прибор.

пилоти́рование по прибо́рам — пилотирование летательного аппарата, выполняемое в условиях полёта, когда пространственное положение летательного аппарата и его местоположение не могут быть определены визуально или в тех случаях, когда визуальная ориентировка не обеспечивает точности, необходимой для осуществления безопасного полёта. К таким условиям относятся полёты ночью, в тумане (то есть при отсутствии видимости горизонта). При полёте по приборам для пространственной ориентации применяются авиагоризонты и указатели курса. Выдерживание заданной скорости и предотвращение выхода летательного аппарата на опасные режимы полёта обеспечиваются с помощью указателей текущих и предельных значений приборной скорости, Маха числа М и угла атаки. Приборы, индицирующие барометрическую и геометрическую высоту полёта, позволяют выдерживать заданную высоту полёта и предотвратить столкновение с землёй при полётах на малых высотах и при заходе на посадку. При полётах в сложных метеоусловиях и ночью для определения местоположения используются навигационные приборы, показывающие координаты летательного аппарата или его положение относительно линии заданного пути.

Основная особенность процесса пилотирования при отсутствии видимости заключается в том, что положение и движение летательного аппарата воспринимаются пилотом опосредствованно — путём получения необходимой информации от пилотажно-навигационных приборов. Такой процесс усложняет работу лётчика и приводит к более длительному времени определения параметров полёта, чем при визуальной ориентировке. В связи с этим развитие пилотажно-навигационных приборов идёт по пути создания средств индикации, позволяющих пилоту быстро воспринимать и обобщать необходимую информацию. Для этой цели пилотажно-навигационные приборы комбинируют по принципу их совместно использования, размещая, например, в одном корпусе указатели скорости и числа М, указатели курса, курсового угла и пеленга радиостанции. При нормальных режимах полёта стрелки комбинированного прибора располагаются в легко запоминаемой конфигурации. Центральными приборами на доске пилота являются командно-пилотажный (рис. 1) и навигационно-плановый (рис. 2) приборы, в которых совмещена вся необходимая информация для пространственной ориентировки и определения местоположения летательного аппарата относительно заданной траектории.

В центре командно-пилотажного прибора (КПП) расположен авиагоризонт (стилизованное изображение самолёта) и планки (жёлтые линии) директорного управления (вертикальная — по курсу, горизонтальная — по вертикали); индикатор слева указывает отклонение скорости летательного аппарата от заданной (∆V), а справа — заданной высоты полёта или глиссады (по вертикали), зелёный индекс указывает на боковое и вертикальное (при снижении летательного аппарата индекс приближается к горизонту) отклонение летательного аппарата от взлётно-посадочной полосы; по нижней шкале отсчитывается угол крена: «шарик» внизу — индикатор наличия скольжения.

В центре навигационно-планового прибора (НПП, часто его называют навигационно-пилотажным) размещены курсовая (вертикальная) и глиссадная (горизонтальная) планки, индицирующие отклонение летательного аппарата от заданной линии пути (в том числе от глиссады) по курсу и по высоте. Вращающаяся внутри шкала — индикатор курса летательного аппарата; отсчёт текущего курса по центральному индексу вверху, но этой же шкале отсчитывается угол сноса летательного аппарата (в приведённом на рис. случае индекс сноса справа). Разрезная черно-белая широкая стрелка на шкале курса — индикатор задатчика путевого угла (ЗПУ); крамальера задатчика — справа внизу, на индикаторе справа вверху — значение заданного путевого угла, счетчик слева вверху указывает расстояние до промежуточного пункта маршрута. Разрезная жёлтая стрелка — указатель курсового угла приводной радиостанции, отсчёт по внешней шкале. Так же, как на КПП, красные флажки появляются при запрете на использование индикации курса («КС»), отсутствии курсовой («К») и глиссадной («Г») информации. Широкие возможности получения экипажем интегральной информации о режиме полёта обеспечивают электронные индикаторы, использующие многоцветные электронно-лучевые экраны.

Л. М. Бондаренко.

Навигационно-плановый прибор.

Рис. 2. Навигационно-плановый прибор.


Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1998.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "пилотирование по приборам" в других словарях:

  • Пилотирование по приборам — пилотирование летательного аппарата, выполняемое в условиях полёта, когда пространственное положение летательного аппарата и его местоположение не могут быть определены визуально или в тех случаях, когда визуальная ориентировка не обеспечивает… …   Энциклопедия техники

  • пилотирование по приборам — Рис. 1. Контрольно пилотажный прибор. пилотирование по приборам — пилотирование летательного аппарата, выполняемое в условиях полёта, когда пространственное положение летательного аппарата и его местоположение не могут быть определены… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Пилотирование — летательного аппарата целенаправленное выдерживание углового положения и параметров траектории полёта летательн аппарат лётчиком для обеспечения решения целевой задачи. В качестве целевой задачи П. может задаваться приведение летательного… …   Энциклопедия техники

  • пилотирование — летательного аппарата — целенаправленное выдерживание углового положения и параметров траектории полёта летательного аппарата лётчиком для обеспечения решения целевой задачи. В качестве целевой задачи П. может задаваться приведение… …   Энциклопедия «Авиация»

  • пилотирование — летательного аппарата — целенаправленное выдерживание углового положения и параметров траектории полёта летательного аппарата лётчиком для обеспечения решения целевой задачи. В качестве целевой задачи П. может задаваться приведение… …   Энциклопедия «Авиация»

  • самолёт — летательный аппарат тяжелее воздуха с крылом, на котором при движении образуется аэродинамическая подъёмная сила, и силовой установкой, создающей тягу для полёта в атмосфере. Основные части самолёта: крыло (одно или два), фюзеляж, оперение, шасси …   Энциклопедия техники

  • директорное управление — самолётом — способ управления, при котором для стабилизации движения самолёта на заданной траектории лётчик выполняет индицируемые ему директорным прибором команды о необходимых воздействиях на органы управления. Индикаторы команд Д. у.… …   Энциклопедия «Авиация»

  • директорное управление — самолётом — способ управления, при котором для стабилизации движения самолёта на заданной траектории лётчик выполняет индицируемые ему директорным прибором команды о необходимых воздействиях на органы управления. Индикаторы команд Д. у.… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Требования — 5.2 Требования к вертикальной разметке 5.2.1 На поверхность столбиков, обращенную в сторону приближающихся транспортных средств, наносят вертикальную разметку по ГОСТ Р 51256 в виде полосы черного цвета (рисунки 9 и 10) и крепят световозвращатели …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Правила визуальных полётов — Правила визуальных полётов, ПВП (англ. Visual flight rules, VFR)  совокупность авиационных правил и инструкций, предусматривающих ориентирование экипажа и выдерживание безопасных интервалов путем визуального наблюдения за линией… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»