переход ламинарного течения в турбулентное

переход ламинарного течения в турбулентное
Обтекание поверхности диффузорной части крылового профиля в малотурбулентной аэродинамической трубе:А — точка потери устойчивости;Б — точка перехода.

Рис. 1. Обтекание поверхности диффузорной части крылового профиля в малотурбулентной аэродинамической трубе.

перехо́д ламина́рного тече́ния в турбуле́нтное — смена режима движения вязкой жидкости, наблюдаемая в некоторой области пограничного слоя или каналах, следах и т. п., происходящая из-за потери устойчивости ламинарного потока.

Впервые П. л. т. в т. исследовал О. Рейнольдс (1883), который установил, что режим движения жидкости (газа) зависит от значения безразмерного параметра, названного позднее Рейнольдса числом Re = uex/v (ue — составляющая вдоль поверхности скорости потока на внешней границе пограничного слоя, x — продольная координата, v — кинематическая вязкость), и переход происходит только при значениях Re, больших некоторого критического значения Re*. В области потока, где Re < Re*, случайные возмущения, связанные с влиянием границ потока или неравномерностью самого потока, быстро затухают вниз по течению. В области, где Re > Re*, эти возмущения в движущейся жидкости уже непрерывно нарастают и их развитие в зависимости от Re носит весь сложный характер. Вначале (при Rе ≈ Re* имеет место нестационарное ламинарное течение с незатухающими пульсациями, с потерей устойчивости гидродинамической. При дальнейшем возрастании Re нестационарность течения усиливается и образуется так называемое перемежающееся течение, когда в потоке происходит чередование областей с ламинарными и турбулентными течениями или чередование во времени этих режимов в данном месте потока. Характеристикой этого течения служит коэффициент перемежаемости γ, представляющий собой относительное время существования турбулентного режима в фиксированном сечении. При γ = 1 реализуется развитое турбулентное течение. Применительно к летательным аппаратам такая смена режимов течения будет наблюдаться в пограничном слое при движении вдоль обтекаемой поверхности, при этом начало области, где Re = Re*, называется точкой потери устойчивости, а конец области, где γ = 1, — точкой перехода (рис. 1). На П. л. т. в т. влияет также градиент давления, степень шероховатости поверхности тела, степень турбулентности набегающего потока, сжимаемость потока и его теплообмен с обтекаемой поверхностью и ряд других факторов. Понижение давления вдоль профиля в направлении течения эффективно подавляет возмущения в ламинарном пограничном слое, а повышение давления, наоборот, усиливает возмущения. Увеличение шероховатости поверхности и степени турбулентности потока смещает точку перехода вверх по потоку, наличие теплообмена на обтекаемой поверхности изменяет положение области перехода: охлаждение поверхности способствует стабилизации ламинарного течения, нагревание поверхности понижает устойчивость пограничного слоя.

Для экспериментального изучения П. л. т. в т. в аэродинамических трубах чаще всего применяют пневмометрический метод и метод смачиваемого каолинового покрытия, основанные соответственно на различии профилей скорости интенсивности испарения жидкостей в ламинарном и турбулентном пограничном слоях. В качестве примера на рис. 2 представлена фотография модели крыла летательного аппарата с каолиновым покрытием, полученная во время испытания в аэродинамической трубе: темная область на крыле, где не испарилась жидкость, является областью ламинарного течения, светлая — турбулентного. Экспериментальное изучение П. л. т. в т. связано с рядом трудностей, вызванных сильной зависимостью получаемых результатов от условий эксперимента. В частности, пограничный слой, образующийся на стенках рабочей части аэродинамической трубы, генерирует акустические возмущения в поле течения, которые достигают поверхности исследуемой модели и оказывают значительное влияние на явление перехода.

П. л. т. в т. играет важную роль в аэродинамике летательного аппарата, так как от соотношения на крыле размеров участков ламинарного и турбулентного течений зависят условия обтекания и отрыва пограничного слоя, а следовательно, аэродинамические характеристики летательного аппарата.

Литература:
Шлихтинг Г., Теория пограничного слоя, М., 1974.

В. М. Фомин.

Визуализация состояния пограничного слоя на крыле.

Рис. 2. Визуализация состояния пограничного слоя на крыле.


Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1998.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "переход ламинарного течения в турбулентное" в других словарях:

  • Переход ламинарного течения в турбулентное — смена режима движения вязкой жидкости, наблюдаемая в некоторой области пограничного слоя или каналах, следах и т. п., происходящая из за потери устойчивости ламинарного потока. Впервые П. л. т. в т. исследовал О. Рейнольдс (1883), который… …   Энциклопедия техники

  • переход ламинарного течения в турбулентное — Рис. 1. Обтекание поверхности диффузорной части крылового профиля в малотурбулентной аэродинамической трубе. переход ламинарного течения в турбулентное — смена режима движения вязкой жидкости, наблюдаемая в некоторой области пограничного… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Турбулентное течение — течение жидкости или газа, характеризующееся беспорядочным, нерегулярным перемещением его объёмов и их интенсивным перемешиванием (см. Турбулентность), но в целом имеющее плавный, регулярный характер. Образование Т. т. связано с неустойчивостью… …   Энциклопедия техники

  • турбулентное течение — турбулентное течение — течение жидкости или газа, характеризующееся беспорядочным, нерегулярным перемещением его объёмов и их интенсивным перемешиванием (см. Турбулентность), но в целом имеющее плавный, регулярный характер. Образование Т. т …   Энциклопедия «Авиация»

  • турбулентное течение — турбулентное течение — течение жидкости или газа, характеризующееся беспорядочным, нерегулярным перемещением его объёмов и их интенсивным перемешиванием (см. Турбулентность), но в целом имеющее плавный, регулярный характер. Образование Т. т …   Энциклопедия «Авиация»

  • Турбулентное течение — Механика сплошных сред Сплошная среда Классическая механика Закон сохранения массы · Закон сохранения импульса …   Википедия

  • ПОГРАНИЧНЫЙ СЛОЙ — область течения вязкой жидкости (газа) с малой по сравнению с продольными размерами поперечной толщиной, образующаяся у поверхности обтекаемого тв. тела, у стен канала, по к рому течёт жидкость, или на границе раздела двух потоков жидкости с разл …   Физическая энциклопедия

  • Ламинаризация пограничного слоя — управление ЛАминарным обтеканием, поддержание ламинарного течения в пограничном слое. Л. п. с. применяется главным образом для уменьшения сопротивления трения при больших Рейнольдса числах. Л. п. с. способствует увеличению аэродинамического… …   Энциклопедия техники

  • ламинаризация пограничного слоя — Относительный расход топлива в зависимости от дальности полёта дозвукового самолёта. ламинаризация пограничного слоя, управление ламинарным обтеканием, — поддержание ламинарного течения в пограничном слое. Л. п. с. применяется главным… …   Энциклопедия «Авиация»

  • ламинаризация пограничного слоя — Относительный расход топлива в зависимости от дальности полёта дозвукового самолёта. ламинаризация пограничного слоя, управление ламинарным обтеканием, — поддержание ламинарного течения в пограничном слое. Л. п. с. применяется главным… …   Энциклопедия «Авиация»


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»