передаточное отношение


передаточное отношение
Рис. 1 к статье «Передаточное отношение».

Рис. 1.

переда́точное отноше́ние в системе управления — отношение приращения угла отклонения (δ, рад) руля управления к приращению перемещения (x, м) рычага управления (РУ) лётчиком: kш = dδ/dx. П. о. может быть постоянным или переменным по перемещению РУ или по режимам полёта. Изменение kш необходимо для обеспечения приемлемых характеристик управляемости (например, обеспечение потребных перемещений РУ на единицу нормальной перегрузки или угловой скорости крена) или для ограничения отклонения рулей по условиям прочности (например, уменьшение отклонения руля направления с увеличением скорости полёта).

В системах управления с механической проводкой управления применяются несколько типов устройств изменения kш. К простейшим устройствам относится механизм нелинейной передачи от РУ к рулю (рис. 1). Механизм нелинейной передачи обеспечивает малое отклонение руля вблизи нейтрального положения РУ (kш min) и большое отклонение при крайних его положениях (kш mах). Устройства другого типа производят однократное дискретное изменение kш, например, после взлёта и перед посадкой самолёта по сигналам уборки или выпуска шасси или закрылков. Применение указанных простейших устройств регулирования kш не позволяет обеспечить оптимальные характеристики управляемости во всём диапазоне режимов полёта летательного аппарата, особенно для управления продольным движением. Поэтому в системах управления этим движением применяются более сложные устройства регулирования kш — автоматы П. о., изменяющие kш в зависимости от режимов полёта, например, скорости V, высоты полёта Н, так называемого балансировочного отклонения руля δбал (см. Балансировка). Такой автомат может обеспечить практически постоянное перемещение РУ на единицу нормальной перегрузки. Наибольшее распространение в системах управления продольным движением получили две основные схемы автоматов регулирования kш. В первой схеме (рис. 2) с помощью обычно электромеханического привода изменяется плечо в одном из звеньев механической проводки по сигналам вычислителя kш. В другой схеме регулирование kш осуществляется суммированием движения механической проводки и выходного элемента последовательного сервопривода. В этой схеме в вычислитель дополнительно вводится сигнал от датчика перемещений РУ. При значительном диапазоне изменения kш (более чем в 2,5 раза) требуются специальные меры обеспечения надёжности таких устройств (например, резервирование). Другое название П. о. — коэффициент передачи.

В. Я. Бочаров.

Рис. 2 к статье «Передаточное отношение».

Рис. 2.


Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1998.

Смотреть что такое "передаточное отношение" в других словарях:

  • Передаточное отношение — Передаточное отношение( ) одна из важных характеристик механической передачи вращательного движения, находится как отношение угловой скорости ведущего элемента ( ) механической передачи к угловой скорости ведомого элемента( ) или отношение… …   Википедия

  • передаточное отношение — Отношение угловых скоростей звеньев. Примечание При параллельных осях вращения передаточное отношение считается положительным при одинаковом направлении угловых скоростей звеньев, при непараллельных осях вращения передаточное отношение равно… …   Справочник технического переводчика

  • ПЕРЕДАТОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ — (передаточное число) отношение частоты вращения (числа оборотов) ведущего вала механизма к частоте вращения (числу оборотов) ведомого вала. П. о. последовательно соединённых передач равно произведению их передаточных отношений. В простейших… …   Большая политехническая энциклопедия

  • ПЕРЕДАТОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ — отношение угловых скоростей звеньев механизма (ведущего и ведомого). Передаточное отношение ряда последовательно соединенных передач равно произведению их передаточных отношений …   Большой Энциклопедический словарь

  • Передаточное отношение — в системе управления отношение приращения угла отклонения (( ), рад) руля управления к приращению перемещения (x, м) рычага управления (РУ) лётчиком: kш = d( )/dx. П. о. может быть постоянным или переменным по перемещению РУ или по режимам полёта …   Энциклопедия техники

  • передаточное отношение — отношение угловых скоростей звеньев механизма (ведущего и ведомого). Передаточное отношение ряда последовательно соединённых передач равно произведению их передаточного отношения. * * * ПЕРЕДАТОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ ПЕРЕДАТОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ, отношение… …   Энциклопедический словарь

  • передаточное отношение — transmission ratio Отношение угловых скоростей двух звеньев. При параллельных осях вращения передаточное отношение считается положительным при одинаковом направлении угловых скоростей звеньев, при непараллельных осях передаточное отношение равно… …   Теория механизмов и машин

  • передаточное отношение — Рис. 1. передаточное отношение в системе управления — отношение приращения угла отклонения (δ, рад) руля управления к приращению перемещения (x, м) рычага управления (РУ) лётчиком: kш = dδ/dx. П. о. может быть постоянным или переменным по… …   Энциклопедия «Авиация»

  • передаточное отношение — pavaros skaičius statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. gear ratio; transmission ratio vok. Übersetzungsverhältnis, n; Übersetzungszahl, f rus. передаточное отношение, n; передаточное число, n pranc. rapport de transmission, m; rapport… …   Fizikos terminų žodynas

  • передаточное отношение — perdavimo santykis statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. transfer ratio; transmission ratio vok. Übersetzungsverhältnis, n; Übersetzungszahl, f; Übertragungsfaktor, m rus. передаточное отношение, n pranc. rapport de transfert, m;… …   Automatikos terminų žodynas

Книги