- относительная толщина
относи́тельная толщина́ профиля, тела отношение максимальной толщины c профиля (тела) к хорде профиля (длине тела) b(l): c = c/b; выражается в процентах (см. рис. к статье Профиль крыла). О. т. важный геометрический параметр, существенно влияющий на аэродинамические характеристики. В авиации используются хорошо обтекаемые фюзеляжи, крылья, лопасти и т. п. с достаточно малой О. т. (обычно в пределах 325%). Увеличение О. т. при нулевом угле атаки в общем случае приводит к увеличению сопротивления аэродинамического. Однако при дозвуковых скоростях максимальный аэродинамический коэффициент подъёмной силы cy при возрастании О. т. в диапазоне 512% также растёт (при дальнейшем увеличении О. т. cy падает). В связи с этим аэродинамическое качество более толстого (с большей О. т.) профиля может быть больше, чем тонкого. Поэтому крылья летательных аппаратов с дозвуковыми скоростями полёта обычно набирают из более толстых профилей, чем у сверхзвуковых летательных аппаратов. Применение возможно более тонких крыльев при сверхзвуковых скоростях полёта вызвано необходимостью снижения волнового сопротивления, часть которого обусловлена толщиной и которая пропорциональна квадрату О. т. Уменьшение О. т. является также одним из основных способов увеличения критического Маха числа при трансзвуковом обтекании профиля. В ряде случаев заметное влияние на аэродинамические характеристики оказывает не только значение О. т., но и место расположения максимальной толщины, характеризуемое относительной координатой xc, которая отсчитывается от носка профиля и делит его на переднюю (конфузорную) и хвостовую (диффузорную) части. Увеличение протяжённости конфузорной части при малых углах атаки приводит к росту критического числа Маха. Этот приём используется и при создании ламинарных профилей для уменьшения сопротивления трения при безотрывном обтекании.
О. т. характеризует значения возмущений, вносимых обтекаемым телом в набегающий поток. В случае достаточно тонких тел О. т. используется в качестве малого параметра при построении приближенных теорий обтекания (см., например, статью Линеаризованная теория).
В. И. Голубкин.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.