обозначения летательных аппаратов

обозначения летательных аппаратов

обозначе́ния лета́тельных аппара́тов. Каждый образец летательного аппарата имеет одно или более обозначений. Они могут быть официальными или неофициальными, установленными пользователем летательного аппарата в соответствии с действующей в некоторых странах единой системой обозначений или присвоенными фирмой-разработчиком.

В СССР была принята следующая схема официального обозначения серийных летательных аппаратов: начальные буквы фамилии первого генерального (или главного) конструктора КБ, в котором разрабатывался данный летательный аппарат (Ан — Антонов О. К., Бе — Бериев Г. М., Ил — Ильюшин С. В., Ка — Камов Н. И., Ла — Лавочкин С. А., ЛаГГ — Лавочкин, Горбунов В. П. и Гудков М. И., М — Мясищев В. М., Ми — Миль М. Л., МиГ — Микоян А. И. и Гуревич М. И., Пе — Петляков В. М., По — Поликарпов Н. Н., Су — Сухой П. О., Ту — Туполев А. Н. Як — Яковлев А. С.), затем следуют номер базовой модели, буквенный шифр модификации (варианта) и иногда именное название (например, По-2, Ил-62М, МиГ-2ШФ, Ан-124 «Руслан»).

Для гражданских летательных аппаратов за рубежом применяют в основном фирменные обозначения. В большинстве случаев используют следующую схему обозначения (в полном, справочном виде): полное и сокращённое (обычно образованное из начальных букв) название фирмы, фирменный типовой номер, цифровой или буквенный шифр модификации (варианта), именное название летательного аппарата. Отдельные элементы обозначения могут отсутствовать, их порядок может отличаться от указанного. В авиационной литературе на русском языке полное название фирмы (без кавычек) и именное название летательного аппарата (в кавычках) обычно даются в практической транскрипции, остальные части обозначения сохраняются исходными. Например, пассажирский самолёт Фоккер F.27-500 «Френдшип»: полное (Фоккер) и сокращённое (F.) название нидерландской фирмы, очередной типовой номер (27), цифровой шифр варианта (500) и именное название («Френдшип» — дружба); пассажирский самолёт Боинг 767-200: название фирмы США (Боинг), типовой номер (767), шифр варианта (200); вертолёт Аэроспасьяль AS 332C «Супер пума»: полное (Аэроспасьяль) и сокращённое (AS) название французской фирмы, типовой номер (332) и буква (С), обозначающая в данном случае гражданский вариант.

Для военных летательных аппаратов в США с 1962 действует единая буквенно-цифровая система обозначений. Основным элементом в обозначении является начальная группа, состоящая из одной, двух или трёх букв, определяющих класс (назначение) летательного аппарата, затем следуют очередной номер базовой модели летательного аппарата данного класса (по нумерации военного ведомства), шифр модификации, именное название (почти у каждого летательного аппарата). При однобуквенной начальной группе назначение летательного аппарата следующее: А — ударный, истребитель-бомбардировщик, штурмовик, B — бомбардировщик, C — военно-транспортный, E — со специальным радиоэлектронным оборудованием (например, для дальнего радиолокационного обнаружения и управления), F — истребитель, K — заправщик, O — наблюдения и целеуказания, P — базовый противолодочной обороны, R — разведчик, S — палубный противолодочной обороны, T — учебно-тренировочный, U — общего назначения, X — экспериментальный. Например, F-15C «Игл» — истребитель базовой модели № 15, модификация C (ранее были выпущены модификации A и B), именное название «Игл». За буквой класса в начальной группе могут стоять только буквы H (вертолёт) и V (самолёт короткого взлета и посадки или самолёт вертикального взлета и посадки). Например, АН-64 — боевой вертолёт; AV-8 — штурмовик вертикального взлёта и посадки. Для модифицированных летательных аппаратов (с изменённым назначением) перед буквой класса исходного летательного аппарата ставятся буквы, обозначающие новый класс: D — наводчик беспилотного летательного аппарата или управляемых ракет, H — поисково-спасательный, L — для эксплуатации в арктических условиях, Q — беспилотный, V — штабной, связной, W — метеоразведчик; расшифровка букв А, С, Е, К, R, S, T, U — прежняя. Например, RF-4E — разведчик, созданный на базе истребителя F-4E. Первой буквой в начальной группе может быть также шифр состояния программы разработки летательного аппарата (для летательных аппаратов, не состоящих на вооружении): J или N — для специальных испытаний (первая буква присваивается временно, вторая — постоянно), X — опытный (для предварительных или общих испытаний), Y — опытный или предсерийный (для войсковых или конкурсных испытаний). Например, YUH-61 — опытный образец, построенный фирмой «Боинг вертол» в рамках конкурсной разработки вертолёта общего назначения (другим был YUH-60 фирмы «Сикорский»). В отдельных случаях обозначение не соответствует стандартной схеме (например, высотный разведчик U-2). В справочной литературе перед обозначением обычно указывается фирма-разработчик (например, Нортроп RF-5E). Аналогичную схему имеет в США система обозначений беспилотных летательных аппаратов и ракет.

В Великобритании принята следующая схема обозначений военных летательных аппаратов: именное название, класс, модификация. Буквенные обозначения некоторых классов летательных аппаратов: AEW — дальнего радиолокационного обнаружения, AS — противолодочной обороны, B — бомбардировщик, B(I) — бомбардировщик для изоляции поля боя, C — военно-транспортный, D — беспилотный, E — со специальной радиоэлектронной аппаратурой, F — истребитель, FGA или FG — многоцелевой истребитель, истребитель-бомбардировщик, FGR — многоцелевой истребитель-разведчик, FRS — ударный самолёт-разведчик, K — заправщик, MR — морской разведчик, патрульный, S — ударный, T — учебно-тренировочный, TT — буксировщик мишеней, W — метеоразведчик. При обозначении класса вертолётов добавляется буква H, например: HAR — поисково-спасательный, HAS — противолодочной обороны, HL — связной, HC — транспортно-десантный, HU — общего назначения. Модификация пишется в виде Mk.l, Mk.2 и т. д. В справочной литературе перед обозначением обычно указывается полное или сокращённое название фирмы (например, ВАе «Нимрод» AEW. Mk.3 — противолодочный самолёт фирмы «Бритиш аэроспейс»).

Во Франции летательные аппараты имеют обозначения, установленные фирмами-разработчиками. Единой системы О. л. а. нет. Например, ряд боевых самолётов фирмы «Дассо-Бреге» объединён названием «Мираж», за которым в обозначении следуют очередной фирменный номер базовой модели (в одном случае — в виде F-1) и буква, обычно определяющая назначение летательного аппарата (C — перехватчик, B — учебно-тренировочный, E — многоцелевой, N — ударный с ядерным оружием, R — разведывательный). Например, истребитель-бомбардировщик «Мираж» IIIE, перехватчик «Мираж» 2000C, стратегический бомбардировщик «Мираж»IVA (здесь A — первый вариант). В начале 1990 во Франции принята новая система обозначения военных вертолётов, цифровой индекс которых начинается на цифру 5. За цифровым индексом идёт буква, определяющая назначение вертолёта: U — многоцелевой, A — вертолёт, имеющий вооружение, C — противотанковый, M — морской, S — морской противолодочный или противокорабельный. Например, многоцелевой вертолёт Аэроспасьяль AS 555U «Экюрёй», палубный вертолёт Аэроспасьяль AS 565M.

В Италии О. л. а. не унифицированы, каждая фирма применяет собственные обозначения. Обычно после полного названия фирмы следует определенное сочетание букв (сокращенное название фирмы, традиционная марка продукции и т. д.), типовой номер и модификация, обозначаемая буквой. Например, Аэрмакки MB.339A (буквы M и B традиционно определяют продукцию фирмы Аэрмакки, очередной номер присвоенный учебно-боевому самолёту, A — первый вариант).

В ФРГ используются многие самолёты и вертолёты фирм США или разработанные по международным программам. За ними сохраняются их исходные обозначения. Для военных вариантов летательных аппаратов разработок ФРГ применяются фирменные названия с дополнительными буквенными признаками модификации. Например, вертолёт MBB Bo 105P: MBB — сокращённое название фирмы «Мессершмитт-Бёльков-Блом», Bo — сокращённое название фирмы «Бельков», являющейся разработчиком базовой модели, 105 — очередной фирменный номер, P — противотанковый.

В Японии также нет чёткой системы О. л. а. Класс военных летательных аппаратов, как правило, указывается латинскими буквами: C — военно-транспортный, F — истребитель, P — базовый противолодочной обороны, R — разведчик, S — амфибия, T — учебно-тренировочный, U — общего назначения, X — экспериментальный, Y — опытный. Вертолёты обозначаются буквой H. Например, Мицубиси F-1 — многоцелевой истребитель фирмы «Мицубиси», типовой № 1 в японских ВВС.

В Швеции существует следующая схема обозначения военных самолётов: название фирмы, класс летательного аппарата (A — штурмовик, J — истребитель, S — разведчик; для многоцелевых самолётов — сочетание букв: AJ — истребитель-бомбардировщик, JA — истребитель, способный поражать и наземные цели, и т. д.), типовой номер летательного аппарата, его модификация и именное название (например, СААБ-Скания J-35F «Дракон»).

В Канаде система обозначений военных летательных аппаратов имеет схему, близкую к принятой в США: национальная принадлежность (буква C; перед обозначением самолётов, закупаемых в США, обычно также ставят букву C), буквенный шифр класса (например, C — военно-транспортный, F — истребитель, P — базовый патрульный, SR — поисково-спасательный, T — учебно-тренировочный или учебно-боевой), очередной номер базовой модели, признак модификации, именное название (например, CC-115 — канадский военно-транспортный самолёт модели 115; Макдоннелл-Дуглас CF-18А — истребитель F-18A американского производства для ВВС Канады).

Летательные аппараты других стран имеют в основном фирменные обозначения. Для разработки и производства летательных аппаратов по международным программам часто образуются консорциумы, в которые входят фирмы разных стран. В О. л. а., созданных в кооперации, указывается названия фирм-участниц или образованного ими консорциума (например, пассажирские самолёты Аэроспасьяль-Аэриталия ATR42 или Эрбас индастри A300, истребитель Панавиа «Торнадо», истребитель-бомбардировщик СЕПЕКАТ «Ягуар»). О. л. а., выпускаемых по лицензии, обычно дополняются признаком страны-покупателя лицензии и названия новой фирмы-производителя (например, Макдоннелл-Дуглас-Мицубиси F-15J — истребитель фирмы «Макдоннелл-Дуглас» (США), выпускаемый по лицензии японской фирмой «Мицубиси»; буква J означает страну — Японию). В отдельных случаях указывается только новая фирма-изготовитель (Канадэр CF-5A — вариант истребителя Нортроп F-5A, выпускавшийся канадской фирмой). Обозначения экспортируемых военных летательных аппаратов иногда дополняются признаком страны-покупателя, например «Мираж» 5V — французский истребитель для Венесуэлы (V). В ряде случаев страна-покупатель полностью меняет исходное О. л. а.


Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1998.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "обозначения летательных аппаратов" в других словарях:

  • Обозначения летательных аппаратов — Каждый образец летательного аппарата имеет одно или более обозначений. Они могут быть официальными или неофициальными, установленными пользователем летательного аппарата в соответствии с действующей в некоторых странах единой системой обозначений …   Энциклопедия техники

  • обозначения летательных аппаратов — обозначения летательных аппаратов. Каждый образец летательного аппарата имеет одно или более обозначений. Они могут быть официальными или неофициальными, установленными пользователем летательного аппарата в соответствии с действующей в некоторых… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Светотехническое оборудование летательных аппаратов — Светотехническое оборудование летательного аппарата  бортовые световые устройства. Светотехническое оборудование предназначено для обеспечения работы экипажа в сложных метеорологических условиях полета и ночью, для сигнализации, а также для… …   Википедия

  • ГОСТ 22499-77: Аппараты винтокрылые. Механика полета в атмосфере. Термины, определения и буквенные обозначения — Терминология ГОСТ 22499 77: Аппараты винтокрылые. Механика полета в атмосфере. Термины, определения и буквенные обозначения оригинал документа: Jв относительно вертикального шарнира. Определения термина из разных документов: Jв Jг относительно… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Самолёт — Запрос «Аэроплан» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Самолёт (он же аэроплан)  летательный аппарат (ЛА) тяжелее воздуха для полётов в атмосфере с помощью силовой установки, создающей тягу и неподвижного относительно других… …   Википедия

  • Модификация — (позднелатинское modificatio изменение, от латинского modus мера, вид, образ и facio делаю) летательного аппарата видоизменение, преобразование, придание новых свойств исходному (базовому) варианту летательного аппарата. М. принято называть также …   Энциклопедия техники

  • модификация — (позднелат. modificatio — изменение, от лат. modus — мера, вид, образ и facio — делаю) летательного аппарата — видоизменение, преобразование, придание новых свойств исходному (базовому) варианту летательного аппарата. М.… …   Энциклопедия «Авиация»

  • модификация — (позднелат. modificatio — изменение, от лат. modus — мера, вид, образ и facio — делаю) летательного аппарата — видоизменение, преобразование, придание новых свойств исходному (базовому) варианту летательного аппарата. М.… …   Энциклопедия «Авиация»

  • зона — 3.11 зона: Пространство, содержащее логически сгруппированные элементы данных в МСП. Примечание Для МСП определяются семь зон. Источник: ГОСТ Р 52535.1 2006: Карты идентификационные. Машиносчитываемые дорожные документы. Часть 1. Машин …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • диапазон — 3.9 диапазон (range): Диапазон между пределами, выраженными заявленными значениями нижнего и верхнего пределов. Примечание Термин «диапазон», как правило, используют в различных модификациях. Он может представлять собой различные характеристики,… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»