- обледенение
обледене́ние отложение льда на поверхностях дорог, аэродромов, летательных аппаратов, морских судов и др. Различают три основных вида отложения льда: лёд, изморось и иней. Обледенение происходит в результате замерзания оседающих на какой-либо поверхности переохлаждённых капель воды (имеющихся в облаке, тумане, мороси, дожде) или мокрого снега, а также вследствие сублимации содержащегося в воздухе водяного пара. Обязательным условием обледенения является отрицательная температура поверхности.
Обледенение летательных аппаратов и воздушных винтов происходит как на земле, так и в полёте в переохлажденных облаках и осадках при температуре воздуха до ‑25°C, наиболее часто при температурах от 0 до ‑12°C и дефиците точки росы 3°C и менее (см. Влажность воздуха). О. ухудшает аэродинамические и лётные характеристики самолёта, может вызывать повреждения и нарушить работу двигателей, приборов, оборудования и систем. Наиболее опасно О. в полёте, обусловленное наличием в атмосфере воды в жидком (в виде переохлажденных капель), газообразном (в виде водяного пара) или твёрдом (в виде кристаллов льда) состоянии. Соответственно различают 3 типа О.: капельное, сублимационное и кристаллическое. Особенно часто О. происходит в облаках, содержащих переохлажденные капли или смесь капель и кристаллов.
Степень опасности О. определяется температурой наружного воздуха, продолжительностью и интенсивностью О. (нарастание льда в единицу времени или при прохождении летательного аппарата единицы пути мм/мин, мм/км). О. возможно в широком диапазоне температур наружного воздуха и высот; интенсивность О. может достигать исключительно больших значений (до 30 мм/мин). Обычно летательный аппарат подвергается слабому или умеренному О. при полёте в нижних слоях атмосферы.
Формы и размеры ледяных наростов, образующихся на носке крыла самолёта, разнообразны и зависят от многих факторов (водности, размера капель, температуры воздуха и др.). О. возможно как во фронтальных зонах, так и в однородных воздушных массах. Около 50% случаев О. приходится на слоистые и слоисто-кучевые облака; весьма интенсивное О. встречается в кучево-дождевой облачности. Для предотвращения О. служат противообледенительные системы.
О. К. Трунов.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.